Чек-лист для родителей: как выбрать надежного тренера и не ошибиться
Думки Виховання

Чек-лист для родителей: как выбрать надежного тренера и не ошибиться

«Тяжело воспитать спортсмена, если ты сам им не был!», — говорят Сергей Пинчук, тренер спортивного клуба «Чемпион», вице-чемпион Украины по карате и Елизавета Бычко, педагог детской образцовой хореографической студии Fors. Вместе с ними мы составили чек-лист для подбора идеального тренера для ребенка. 

  1. Дисциплина в группе и контакт с ребенком – одинаково важны

 И тренер, и хореограф единогласно заявляют – педагог должен сохранять дисциплину, при этом устанавливая доверительный контакт с детьми.

«Без дисциплины ни в спорте, ни в балете результата не будет!», – уверена Елизавета.

По внешнему виду, поведению в зале, форме детей сразу можно сделать первый вывод. Ведь если у занимающихся отсутствует аккуратная балетная прическа, единая форма, дисциплина в классе, то и на занятии будет бардак.

При этом Елизавета подчеркивает, что интеллигентность как в общении с родителями, так и в обучении детей – обязательна! А вот грубость и невнимательность, как и чрезмерная похвала должны насторожить.

«Очень важно побывать на пробной тренировке и посмотреть на отношения тренера с детьми: как он держит дисциплину, как общается с детьми, как дети его слушаются и воспринимают, есть ли контакт», – дополняет Сергей.

  1. Внешний вид тренера – пример для малышей

Как нам рассказал тренер, 95% или даже 99% родителей не приводят на спорт детей, их цель – интеллектуальное и физическое развитие ребенка.

«90 % детей, которые занимаются хореографией в нашей студии, не выберут танец своей профессией», – соглашается Елизавета.

 Педагоги сходятся в том, что тренировки, в первую очередь, нацелены на общее развитие.

Хореограф считает, что главное для наставников – это физически правильно развить детей, чтобы у них была хорошая осанка, красивая фигура, привить детям хороший вкус в музыке, танце, костюме. Все это вырабатывается в течение долгих лет учебы. И главный пример – это педагог. Поэтому родителям советую -посмотрите на внешний вид педагога!

«Если вас будет тренировать человек, который физически выглядит спортивным, логично, что он и из вашего ребенка воспитает спортсмена. Если вас тренирует мужчина не атлетичной внешности или который сам не может ногу поднять выше пояса, вряд ли он вас чему-то научит», – соглашается Сергей.

При этом тренер отмечает: важен не только внешний вид и спортивная форма тренера, но и его педагогические навыки.

  1. Образование – специальное + спортивная карьера

В идеале у тренера должно быть специальное образование.

«Если мы говорим о хореографии, то не всегда блестящий артист балета станет хорошим педагогом. В нашем деле важно не хорошо показать, а суметь научить. Но, иногда и молодые педагоги без особого опыта имеют дар преподавания и показывают отличные результаты. При этом опытный педагог понимает как быстрее, понятнее и лучше обучать детей!», –  отмечает Елизавета.

Тренер соглашается, что образование необходимо. Важно иметь базовые знания, знать строение тела человека, в каком возрасте какие нагрузки допустимы. Все это дает спортивное и педагогическое образование.

«Тяжело воспитать спортсмена, если ты сам не был спортсменом. Лично мой тренер – 14-ти кратный чемпион Украины, который воспитал клуб. Спорт – это вещь простая, ты чего-то достигаешь и это сразу видно», – уверен Сергей.

  1. Чем младше тренер, тем младше ученики.

Родителям также стоит обратить внимание и на возраст тренера. Если вы приводите новичка к старшему тренеру, то наверное, с ним что-то не так, потому что старший тренер тренирует уже старших спортсменов. Он должен воспитать плеяду. Более молодые тренеры, 20-21 год, должны тренировать четырехлетних. А старший тренер – старших. 

«Моему тренеру 39, мне 30 и нашим спортсменам 25-26. Нас вырастили с детства и логично, что он уже не должен тренировать четырехлетних. Отмечу, что есть исключения – есть очень хорошие тренера и старшего возраста, которые выбирают занятия с детьми», – рассказывает Сергей.

  1. Как убедиться, что кружок – безопасен, а тренер – профессионал?

Педагоги советуют судить спортивный клуб или школу по результатам учеников.

«Перед тем, как вести детей в студию или ансамбль, поинтересуйтесь: что это за коллектив, посмотрите видео выступлений в соцсетях. И делайте выводы!», – рекомендует Елизавета.

В свою очередь тренер рекомендует посмотреть на первые две тренировки. Главное – не увлекаться, потому что потом родители начинают считать, что они тоже тренера, начинают подсказывать. 

«Это нормальная практика, когда родители могут прийти и посмотреть на первые тренировки.  Ваша цель как родителей – поддерживать ребенка, остальное – наша тренерская работа», – отмечает Сергей.

Не стесняйтесь задавать вопросы.

Педагоги рекомендуют спросить тренера:

–   о его образовании;

–   опыте работы с детьми;

–   поинтересоваться результатами учеников.

  1. Оскорбления и рукоприкладство – недопустимы!

Педагог может и прикрикнуть, но все должно быть в рамках дозволенного. Хореограф уверяет, что в этой работе важно любить и уважать детей. Оскорбление и рукоприкладство – недопустимы.

Также не стоит доверяться слишком «мягкому» тренеру. Если тренер сильно груб или сильно мягок, он или сразу зажмет детей и они психологически ничего не смогут сделать, или сильно расслабит. Тренер не может быть слишком жесткий или слишком вальяжный. Когда ребенок говорит: «мы всю тренировку игрались» или «мы всю тренировку стояли на кулаках, били головой палки и он мне по попе давал» – оба варианта не очень.  

«Ребенок должен быть доволен и мотивирован тренироваться дальше, ему должно нравиться. Золотая середина – это дисциплина и трудолюбие. Это самый главный критерий», – рассказывает Сергей.

Ответственно подходя к вопросу выбора спортивной школы, вы можете быть уверены в безопасности ребенка. Если тренер профессионал, то и с ребенком ничего не должно произойти.

Автор: Юлия Шило