Моему старшему сыну Максиму 6,5 лет и для меня он, как и для каждой мамы, самый умный, добрый, красивый, креативный. И гиперактивный. Очень. Поэтому, на этом моменте я зависаю при выборе школы, слабо себе представляю Макса спокойно сидящего на уроке целых 35-45 минут.
Мы с мужем уже прошерстили всевозможные форумы, изучили школьные сайты и группы в фейсбуке, общались с родителями, чьи дети поступали или уже поступили в школу. Огромный объем информации позитивных и негативных отзывов, и мнений.
Переварив эту информацию, я определила критерии, по которым буду выбирать идеальную школу. Так сказать, три кита школьного мира: выбор, свобода и интерес.
На первый взгляд простые критерии, но чем ближе момент поступления, тем мне страшнее. Близкие мне люди считаю, что все мои критерии просто бред и на самом деле мальчика нужно ломать, подстраивать под систему (ненавижу это слово, применительно к образованию), никто не будет искать к нему особенный подход и тд.
Выбор – главное слово для меня, как для мамы гиперактивного мальчика. Я абсолютно уверена, что свобода выбора = успешная учеба.
Сейчас Максим ходит в демократичную парк-школу в Полтаве, где вместе с первоклассниками проводит время и посещает уроки, но не числится как школьник. Тут мы опробовали систему свободного обучения, когда у ребенка есть выбор: учить сейчас математику или лепить, писать в прописях или висеть на турнике. И это приносит свои результаты! Выполнены все задания, и при этом ребенок почти весь день проводит в движении.
«Сидеть и не бегать» один из ключевых моментов моих переживаний и страхов. Если урок построен так, что задание нужно выполнить, потому что нужно — это очень слабая аргументация для Макса. Его нужно очень сильно заинтересовать, как предметом, так и учителем. Учитель должен заинтересовать ребенка, чтобы тот сидел, а не бегал, прыгал или висел на потолке. Ведь желание побегать у него всегда побеждает желание выучить стих. Всегда! И чтобы выучить этот злополучный стих, нужна сильная мотивация. Это может быть что угодно, но это “что угодно” нужно проговаривать с ребенком, и тогда стих учится за три минуты и оставшиеся 27 можно бегать и прыгать. Если аргументы не найдены, тут несколько вариантов. Или истерика-сопли-слезы, стих учится два часа, и на утро все равно в голове ни строчки. Или стих таки не учится. Ни тот, ни другой вариант нам по понятным причинам не подходит.
Кстати, могу поделиться советом с мамами, таких же гиперактиных деток — нам очень помогает уроки рисования! Мой сын, когда нужно нарисовать петуха и рассвет, рисует море и контейнеровоз. Красиво рисует, в заданной технике. Но, блин море и контейнеровоз! Нам повезло и в художественной академии, учительница Макса за это не ругает и умеет направить его креатив и энергию в верное русло. В этом и заключается наша свобода творчества, свобода мышления и просто свобода.
Система, когда все под одну гребенку, «шаг влево, шаг вправо — расстрел» — не наш вариант.
Тут мои школьные страхи в полной мере проявились, очень уж долго мне снились некоторые учителя в кошмарных снах, в прямом смысле.
Как, например, учительница по русской литературе. Она преподавала у нас всего полгода, но ее красный пиджак преследовал меня в кошмарах лет пять. Она не кричала, не применяла физическую силу, просто никто не смел на ее уроке высказывать собственное мнение. Не тважно, в письменном или устном виде.
И мне, как ножом по сердцу, было перечеркнутое сочинением, с надписью “Неправильно!”. “Как неправильно, что неправильно?”, — спросила я учительницу. Оказалось, я неправильно думаю!
Надо было писать, так как она говорит. Первый раз у меня просто была истерика, второй раз я более спокойно отнеслась, а потом, те полгода, пока учительница в красном пиджаке вела у нас русскую литературу, я подстроилась и писала слово в слово то, что говорилось на уроке, получала свою пятерку и загоняла в угол любые порывы писать. В рамках системы.
Не дай бог такую учительницу в первых классах для моего творческого ребенка. Например, в задании с лабиринтом Макс дорисовывает дорожные знаки и дорожную разметку, рельсы и шлагбаум. При этом лабиринт проходит правильно и быстро. Но не в рамках системы. Не как положено. Не как сказано в методичке.
В какой школе будут так «заморачиваться» с ребенком, я пока не знаю.
Возможно ли найти такую школу? Такого учителя?
Или я зря паникую, и как правильно сказал мой одноклассник: «Не нужно приносить свои школьные страхи на ребенка»? У нас еще есть время подумать и выбрать и найти нашу идеальную школу. Где-то же она должна существовать.