О международных частных школах в Голландии
Думки Освіта

О международных частных школах в Голландии

На днях мы посетили три частные школы  в Гааге, Голландия – International school of Amsterdam, British school of Haag, American school of Haag. И мягко говоря были в шоке. Государственные школы отличаются в основном только оборудованием и языком, обучение в них на голландском.

 О младшей школе:
При приеме никаких тестирований. Лежит лего, карандаши, игрушки. Но никаких заданий. Пока родители беседуют с директором, краем глаза поглядывают на игру. Просят принести не документы, а рисунки.

Детей в младших классах по 20-24. Но они всегда, кроме чтения, arts и спорта, разделены на 3 группы по уровню готовности в каждом предмете. То есть одновременно математика у 3 групп одного класса. Никаких суждений кто сильнее. И на 1 учителя 8 детей.

13450874_10201607703872338_2263568868072104574_n

Подход в обучении inquiry based. В основе стимулирование пытливости ума, постановка вопроса, а не сообщение ребенку факта как такового.

Социальные навыки, общение, взаимопомощь – это не декларации, это их образ жизни в школе. Но понятно, что все дети разные, всякое бывает.

Много внимания творческому письму и проектному подходу

Уже с первого класса создают книги – художественные, non-fiction, научные. Полностью с проработкой героя, сюжета. Глаза вылази, пока листали книжки 6-7 летних авторов.

13419167_10201607700792261_6330987993778088625_n

Классы перемешиваются ежегодно. С собой в новый класс можно взять одного друга.

В школах не правила, а ожидания и обещания. Not rules, but expectations and promises. Например, мы ожидаем уважительное отношение к другим. Я удивилась простоте логики – невозможно уважать насильно. Это внутри. Но они много направляют, говорят об этом с детьми. Это идёт через пример отношения к самому ребёнку.

В школах есть политика против травли детей (bulling pilicy). Это недопустимо в принципе. С таким строго – хулиганов исключают несмотря на дороговизну школы. Да и в принципе наличие денег не решает примут вас или нет. Очередь желающих вперед надолго.

13407300_10201607703192321_8192212079020700881_n

Один мальчик 8 лет сказал в школьном автобусе fuck you. Было расследование. Что его спровоцировало, как это произошло и т.д. Письмо родителям, что он очень хороший и умный, но это печальное событие обеспокоило всех, нужно вместе работать. Велись беседы…. В другой такой истории мальчик не понял, его перевели в другой автобус. Снова не понял- семье отказали в развозке. Драчуна исключили.

Есть reboot стульчик, типа тайм-аута. Не выгонять из класса и орать, а как они говорят “вывести ребёнка из ситуации конфликта”. Он рядом, но на пару минут на отдельном стульчике. Не в углу.

13445676_10201607701632282_501405896125434584_n


Занятия в среднем с 8:30 до 15:00.
Нет перемен как таковых. Но все переходит плавно одно в другое. Есть время ланча и перекуса, время игры на улице, время переключиться с одного предмета на другой.

Занятия проходят в основном на полу. Учителя на стуле перед детьми, или на полу с ними, или за таким же общим низеньким столом

Есть чтение старшеклассниками младшим. Они считают, что это классно работает, мол, крутые взрослые ребята ого с каким интересом читают.

13445654_10201607703552330_1834192088518079925_n

Дети сидят и читают в библиотеке. Их не заставляют! Они читают! Но интересно, что можно взять только книгу своего уровня, они помечены цветами. Если твой синий, то только его и дадут. Есть школьная библиотека для взрослых. Родителей просят брать книги и читать дома, чтоб ребенок это видел. А так же приносить на своём языке в фонд.

Никакого безумного количеста кружков, прописей, зубрежки. Они все настаивают на интересе самого ребёнка узнавать и гармоничном развитии.

Обучение тематическими циклами по 6 недель, погружение в тему. Родители говорят, что сами узнали много нового от детей за последний цикл “Замки”. Тут смесь географии, архитектуры, истории, в общем – панорамно.

13445714_10201607701912289_6564582648480032644_n

Никого не волнует если ребенок не пишет в первом классе. Говорят, ну и что, мы дадим отдельно учителя, они вместе плавно догонят, что необходимо. Это не давление, это постепенное повышение планки. Not pressure, but stretching.

Через год все говорят на англ уже одинаково хорошо. Даже те, кто пришёл с нулевым. Им положен учитель-помощник для адаптации.

Домашних заданий нет. Есть домашнее чтение и иногда дают математику и рисование. Вообще не называют домашней работой, а домашней учебой. Мол, позитивнее смотрите на вещи.

13423740_10201607702152295_1336652160725410036_n

13434849_10201607702632307_843378250693786952_n13423841_10201607702552305_4349213012520836803_nВсе почти праздник. Выпал зуб? Давайте отпразднуем! Тим, это круто! Ты- чемпион! Есть доска с рисованными зубками и именами бывших владельцев.

Санузлы детские. Унитазы и умывальники, мыльницы, салфетки – все детское.

Академического рисования в первых 3 классах нет. Свобода творчества, абстрактные рисунки.

До 11 лет нет оценок. Есть отчет о прогрессе. В нем описаны цели и сам ребёнок видит куда ему тянуться.

13466256_10201607704272348_1265700980456386284_n

13413128_10201607705032367_4551224948950754672_n

 

 

 

 

 

 


Телефоны в школе не разрешены

iPad как часть процесса обучения, но не много. В основном задания по математике. Писать и рисовать только рукой. Но не прописи!

Из поразившего:
Свобода. Не могу обьяснить, но дети не зажаты. Они выглядят счастливыми!

Никто не носится и не орет в школе. При этом на площадке очень весело и шумно. Дети какие-то не истеричные что ли. Это из предыдущего пункта, видимо, вытекает.

Атмосфера. антураж разительно отличается от привычной нашему глазу – нет никакого идеального порядка, все вещи как бы в процессе. В классах совершенно очевидно: главное тут – это увлекательная детская жизнь. И эстетично. Дерево, огромные окна. Просто красиво, удобно и светло. Например, в столовой американской школы чудесные звукопоглощающие облака.

13419225_10201607701792286_7994304208254788663_n

В общем, наверняка есть минусы. Не хочу идеализировать. Я верю Кену Робинсону, что в массовой системе образования что-то пошло не так. Но частные школы это все-таки несколько другое. Моя темная сторона пристрастия к хрумскулингу тут поплыла.

Пыталась оценить, что не так с нашими, даже частными школами. Вероятно, государственные нормы, низкая зарплата учителей, не выкристаллизовавшаяся миссия типа растить увлечённых жизнью людей. Есть над чем работать. Мы любим своих детей. Значит тоже можем!