Особенности семейного лагеря. Творчество и созидание
Думки

Особенности семейного лагеря. Творчество и созидание

О лагере семейного формата я узнала, когда брала интервью о пользе и вреде экрана у Маши Красной, руководителе Студий анимационной педагогики, которые представили новую концепцию отдыха для детей и родителей еще в конце 90-х годов. В этом году смены лагеря были организованы в  Грузии и Украине.

Приглашались родители с детьми от 3-х до 10 лет. Егорка в свои год и 9 месяцев не попадал под эту категорию, но мне очень захотелось познакомиться с семейным форматом лагеря поближе, отдохнуть в Карпатах с ребенком в атмосфере творчества и компании мам с детьми. Забегая наперед, скажу, что думала, мы едем туда с Егоркой как наблюдатели, но нам не дали остаться в стороне от творческих процессов. Родители вместе с детьми рисовали, вырезали, клеили,  помогали с костюмами, готовили сценарии, принимали участие в вечерних мероприятиях.

13895430_1131764180200231_7255710616314166749_n

В лагере работало несколько педагогов с детьми. Чтобы задания соответствовали возрасту, детей распределили на две возрастные группы:  с 3 до 5 лет, и с 6 до 12 лет.  Младшие придумывали свой сюжет сказки или истории, воплощали фантазию на бумаге или в новых образах, играли, строили. В нашем лагере была особенная девочка Мия. У нее получались самые чудесные рисунки. Запомнилось, как ее мама Светлана сказала, что рисование рядом друг с другом хорошо помогает наладить контакт между обычными и особенными детьми.  Некоторые участники лагеря узнали в ней девочку, которая  сыграет в фильме «Come play with us, Mia». Это проект известной украинской писательницы и сценариста Катерины Бабкиной. Здесь можно почитать об этом подробнее.

13912844_1131785880198061_4429193708421250810_n

Я знаю, что за текстом о жизни лагеря и фотографиями не разглядеть той ценности открытий, которые скрываются за фасадом.   Поэтому выношу свои выводы о творчестве и созидании отдельно.

В лагере все дети были авторами своего творчества. С удивлением я наблюдала, как они вновь и вновь возвращались в мастерскую, чтобы с помощью бумаги, наклеек, карандашей, фломастеров и прочих инструментов, воплощать свои фантазии в жизнь.  А опытные педагоги задавали направление. Это то, что приносит детям радость и надолго остается в памяти. Я  ничего нового не написала, но моя цель донести, что в мире готовых продуктов –  игрушек на любую тему, мультфильмов, игр на планшетах, готовых наборов для творчества, творческое начало в наших детях уходит на задний план. И это печально. Миру нужны люди с креативным мышлением.

Мы рано приобщаем детей к экрану и планшетным играм, мало заботимся об условиях и материалах для творческого самовыражения,  ленимся создать что-то новое вместе с ребенком.  А потом удивляемся, почему он не хочет ничего создавать своими руками или придумывать новое.  Или играет днями, неделями, месяцами и годами в одно Лего. Нет, в Лего нет ничего плохого, но выражения себя и своей картины мира не сводиться только к пластиковым деталям.  

13900250_1132418123468170_3126444034646308090_n

Я не вешаю  ярлык «виноваты» на родителей, сама такая же, а чувство вины – разрушительно. Мы не уберем экран из жизни детей, да и не нужно. Я только обращаю свое внимание и внимание читателей на то, чтобы досуг ребенка чаще состоял из созидания, а не потребления. Игры, рисования, лепки, приготовления блюд вместе с мамой, придумывания собственных сказок и историй, и даже создания собственных мультфильмов.

Творческий процесс – не одноразовое действие, а часть одного целого. Сначала делали фреску, затем вешали ее на стену, чтобы она служила декором к нашим вечерним спектаклям. А потом ее еще и в фильм про лагерь включили. И так практически со всем, что делали дети. Ничего не выбрасывали, рисунки клеили на стену, вешали на веревки, воплощали рисунок в жизнь или наоборот, рождённое в голове перемещали на бумагу. В последний день снимали фильм о жизни лагеря, ее маленьких творцах и их шедеврах. В сентябре, когда закончат монтаж, дети увидят свои работы на экране и вспомнят проведенное время в лагере.

13901532_1228994967134107_9210608850864919045_n

Перенасыщение информацией и впечатлениями, рассеянное внимание у взрослых и детей уже давно не новость. Поэтому было ценно наблюдать, как дети в лагере  начинали, продолжали и заканчивали свою работу, а затем радовались результатам своего труда. Благо, задания делились на этапы. А завершенное дело приносит гармонию в беспокойный мозг детей. И их родителей, чего уж там.