Свои и чужие. Правила безопасности в общении со взрослыми
Думки

Свои и чужие. Правила безопасности в общении со взрослыми

В жизни каждого родителя однажды наступает момент, когда ребенка нужно отпустить одного – в школу, на тренировку или во двор. Как воспитывать ребенка вежливым и при этом оградить от опасных незнакомцев рассказала Промам эксперт по этикету Анна Чаплыгина.

Вежливость или безопасность?

Как нас самих учили в детстве? “Не отвечать взрослым, не благодарить за угощение, уходить, не попрощавшись – это все грубо и невежливо”. И в то же время: “К незнакомым дядям и тетям на улице не подходить, конфеты не брать, никуда с ними не идти”.

В голове у ребенка происходит “короткое замыкание”. На улице к нему обращается незнакомый человек – значит, общаться с ним нельзя. Но он спрашивает дорогу – а не отвечать взрослым нехорошо.

Быть вежливыми оказаться в беде или же быть грубым, но живым?

Во-первых, не стоит формулировать вопрос как “или-или”. Если для вас важны и вежливость, и безопасность, то нужно правильно расставить приоритеты. Безопасность всегда превыше всего. Всегда.

Вежливость, о которой мы читали в книгах, всегда проявлялась в безопасном окружении. Дети в приличных семьях лет сто назад всегда были под присмотром – мамок, дядек, гувернанток, преподавателей. За стол к взрослым их допускали с 12 лет. Вопрос выживания для них так остро, как сегодня, не стоял.

О вежливости с незнакомыми людьми

Итак, мы определились – безопасность превыше всего. Возможно ли дать отпор незнакомому человеку в вежливой форме? Да. Вежливость – это не послушание каждому встречному. Вежливость – это умение говорить “нет”, сохраняя уважение к себе и другим.

Донесите до ребенка следующий протокол: если он находится в безопасном окружении (школа, дом, рядом родные или взрослые, которые несут за него ответственность), тогда ребенок проявляет всю свою вежливость. Люди в этом окружении воспринимаются как “безопасные”.

Если ребенок в небезопасном месте (общественные места, улица, рядом нет родных и ответственных за него взрослых), то любой незнакомый должен восприниматься как “небезопасный”.

Протокол общения на любой вопрос от “небезопасного” человека такой: “Извините, мои родители не разрешают мне общаться с незнакомыми людьми”. Ребенок дал ответ? Дал. Вступил в контакт? Нет. Со спокойной душой он может идти дальше. Это важный момент. Снимите с ребенка всю возможную вину за то, что он вдруг не помог взрослому в беде – довести, провести, спасти котика и всех других живых существ на планете. Просто вдолбите, что нет у взрослых такой проблемы, которую может решить только ребенок. Ребенок взрослому не помощник. Взрослый должен обращаться на улице ко взрослым.

Если взрослый предлагает ребенку познакомиться, ведь тогда они уже не будут незнакомыми, а родители не разрешают общаться только с такими – “извините, мои родители не разрешают мне самому знакомиться с посторонними взрослыми”. А лучше даже научить ответу “извините, я спешу”.

Очень важно: ваш ребенок не должен вступать в продолжительный разговор с незнакомым человеком в небезопасном месте. Чем больше слов будет сказано, тем больше шансов для манипуляций. Доведите ответы ребенка до автоматизма. Если говорить на языке компьютеров, то все три сводятся к “доступ запрещен”. Не вслушиваться в слова, эмоции, аргументы. Единственное решение, которое принимает ребенок – это “свой” или “чужой”. Дальше автоматом.

Экстренная ситуация

Ребенка могут сбить с толку, разыграв сценарий опасности для его родителей. Эффект внезапности срабатывает и на взрослых. Вам не дают времени опомниться. Например: “Даша (Петя, Саша), я такой-то, я друг твоей мамы. Ее сбила машина, она сейчас в больнице, я должен отвезти тебя к ней. Очень срочно”. Что для ребенка может быть важнее, чем мама? Конечно, побежим ее спасать.

Стоп. Есть хороший прием-игра для непонятных ситуаций. Придумайте с ребенком слово-пароль. Его можно обновлять раз в месяц, неделю или придумывать хоть каждый день, но главное – никому о нем не рассказывать. Если к ребенку обращается неизвестный взрослый и пытается якобы передать что-то от родителей, то прежде всего ребенок должен запросить пароль. Солнышко, котик, дельфин или Оптимус Прайм – все зависит от вашей фантазии. Если пароль не назван, никакая информация от незнакомца приниматься не должна. Задача ребенка – оставаться рядом со взрослым, которому его доверили родители – учитель, тренер, сотрудники школы. До выяснения обстоятельств.

Научите звать на помощь

Это важно – научите ребенка кричать. Сказать, что “если ты почувствовал опасность, то надо закричать” – недостаточно. Не каждый взрослый в стрессовой ситуации сможет закричать. Страх сковывает, а значение имеют порой доли секунды. Поэтому берите ребенка, идите в лес, на стадион, в парк и дайте ему попробовать, как это – кричать. Этот навык нужно довести до автоматизма. Если что-то пойдёт не так, то ребёнок начнёт кричать, просить о помощи.

Еще один вариант подготовки ребенка – контролируемое общение вашего ребенка на улице с незнакомцем. Незнакомцем должен выступить ваш знакомый, которого ребенок еще не знает. Это очень стрессовый и потенциально травматичный вариант. Поэтому, пожалуйста, не занимайтесь самодеятельностью. Не стоит разыгрывать этот сценарий без участия, присмотра или консультаций психотерапевта. Не каждый родитель может адекватно оценить готовность своего ребенка к подобному сценарию и предотвратить негативные последствия.