Это книга, которая заслуживает почетного места на книжной полке каждой современной семьи. Мы уже писали о практических рекомендациях для беременных. И считаем, что теперь настало время познакомиться с малышом и найти с ним общий язык.
Многие молодые мамы интересуются литературой о воспитании, и Катерина Луганская – не исключение. Ее собственному ребенку неделю назад исполнилось всего 6 месяцев, и им с Алисой еще предстоит очень длинный, сложный и интересный путь. Катерина сделала краткий конспект очень простой, понятной и практичной книги известного американского ученого, исследователя мозга Джона Медины “Правила развития мозга вашего ребенка от 0 до 5 лет.
Коротко о самом очевидном: ребенок появился и у мамы, и у папы одновременно. Жизнь перевернулась с ног на голову для обоих, оба несут ответственность, имеют огромное влияние на новорожденного, и никто так не поддержит и не поймет, как вторая половинка. Это такая идеальная предпосылка, без которой трудно воплотить все идеи Медины в реальность.
Поэтому, прежде чем показывать ребенку контрастные карточки и т.п., нужно… научиться сопереживать своему партнеру. Так вы станете наглядным примером для малыша, а то, что дети с самого крошечного возраста уже копируют взрослых – это научно доказанный факт (называется отсроченная имитация). Когда очередь дойдет до объяснений на словах, будет намного легче.
Но вообще, говорить с ребенком можно и нужно с рождения, желательно в высокой тональности и с растянутыми гласными (“сюсюканье”), очень много – золотой стандарт – 2100 слов в час (это в три раза больше, чем в этом посте, между прочим). Что вижу, о том и пою. Причем аудиозаписи не оказывают должного эффекта, только живые голоса родителей.
Очень важно, чтобы общение было не механическим, а чутким.
По словам автора, мы как будто играем с малышом в пинг-понг – реагируем, когда он обращает на нас внимание, и отстраняемся, когда он увлекается чем-то другим.
Это – синхронные интеракции, и это один из важнейших опытов для мозга крошечного человека (дети, с которыми общаются в другом стиле, развиваются совсем иначе).
Как по мне, это очень приятная часть жизни с ребенком. Нам с Алисой нравится такое с первых дней, и сейчас, к семи месяцам, это приобретает забавные формы и начинает становиться похожим на настоящую игру!
В итоге к году дети различают звуки только того языка, который постоянно слышат последние полгода. Именно с шести месяцев начинает закрываться “дверь” в другие языки, поэтому если получится каким-то образом устроить так, чтобы ребенок с полугода до года общался с каким-нибудь нейтив спикером — вы сделаете огромный вклад в его будущее.
Детский билингвизм – новый тренд
И вот малыш произносит первые слова, и нам так хочется вырастить его умницей. Как?
Я сейчас сразу вывалю две ложки дегтя, которые могут вызвать бурные обсуждения, и которые я просто выписала из книги:
– кормить нужно до года;
– телевизор нельзя до двух лет.
Понятно, что у каждой мамы получается по своему. Некоторым ГВ дается с большим боем, как мне, например. Я в себе нашла ресурс, чтобы продолжать – нашла такую мотивацию и способ получать от этого моральную подпитку, которые мне помогают (сейчас у нас смешанное, а я на специальных таблетках). Но если бы не нашла, Алиса уже три месяца была бы на искусственном – и получала бы не меньше любви и заботы. И так же мультики могут быть для кого-то необходимым злом.
Как увеличить лактацию или как я проиграла битву за молоко
А вот два основных положения об “умном” ребенке, которые отзываются лично мне:
– мозг сосредоточен на выживании, поэтому важнее всего – чувство безопасности от родителей;
– умные дети – это часто счастливые и уравновешенные дети.
Хотя есть так называемые Бэби 19 (по номеру типичного случая в классическом эксперименте) – дети с высокореактивным темпераментом, которые в младенчестве на все новое реагируют плачем, а позже смущаются, беспокоятся по любому поводу, страдают низкой самооценкой. У них, как правило, хорошая социализация и успеваемость, но повышенная тревожность и меньше счастья.
В то же время, согласно исследованиям, приведенным в книге, единственная вещь, которая имеет значение для счастья – отношения с другими людьми (к среднему возрасту – это единственный фактор). В верхних 10% пирамиды счастья – только те, у кого есть романтические отношения. А основа хороших отношений – то самое сопереживание, над которым родителям нужно начинать работать еще до появления малыша на свет.
В отношениях с ребенком, как и в любых других, все клеится только если вести диалог, а не монолог. Проводить с ребенком достаточно времени, рассказывать ему об окружающем мире, осознавая, зачем это делаешь, подавать ему пример и реагировать на его действия. Как будто ты встретил человека, и он тебе понравился, ты захотел с ним познакомиться и подружиться, и вот вы начинаете потихоньку узнавать друг друга, и это именно то, к чему ты стремился.