Любить или опекать? Играть или развивать?
Що читати

Любить или опекать? Играть или развивать?

Три книги о воспитании, которые помогут выбрать правильный баланс игры и учебы, любви и гиперопеки, в подборке Ирины Негован.

Ирина сейчас с семьей живет в Нидерландах, и вот некоторые зарисовки, примеры из бесед с местным населением, по которым легко отследить последствия воспитания.
.
— В книжном клубе с интернациональными мамами (преимущественно американками) затронули тему игр. Неожиданным для меня стало удивление мам, что дети-неамериканцы, когда приходят в гости, идут играть сами на другом этаже дома. Я даже не сразу поняла, в чем проблема. Оказывается, игра детей без присмотра родителей вызывает сильное беспокойство. У родителей, разумеется. А то, что голландские восьмилетние дети едут сами на великах вдоль дороги из школы – в этом месте все застонали. Они честно признаются в своем беспокойстве и никак не могут себя отпустить.
— Услышала историю про мужчину, который в 45 лет “начал играть” (машины, комп.игры запоем). У него очень амбициозная мама, которая с трех лет долбила буквами, цифрами, фортепиано, олимпиадами. И он не играл-то по сути в детстве.

— Я знаю девочку восьми лет, у нее расписание дня плотнее, чем моё в период закрытия фин.года. Пеленать куклу и гонять на велике- не, не развивает.

Насколько привычным стала подмена понятия “любить ребенка” понятием “переживать”/ “опекать”/ “испытывать чувство вины”.

Медиа (читать страшно), книги по развитию (после трех уже поздно учить логарифмы), реклама (BPA и GMO охотятся на нас) провоцируют настоящую паранойю, круглосуточный страх за детей и их успешность.

Последние три прочитанные книги сложились в витраж, узор которого мне так близок и понятен:

1015266930-2

“Свобода учиться. Игра против школы” Питер Грей

“Свободная игра – естественный способ научить ребенка контролировать ситуацию, показать ему, что он не беспомощен. В играх дети учатся сами, без взрослых, принимать решения, устранять проблемы, соблюдать правила. Также они учатся общаться с людьми на равных, а не только быть послушными или непослушными подчиненными. В активных играх на улице дети сознательно заставляют себя немного бояться. Они качаются на качелях, катаются на льду или лазают по снарядам на детской площадке, залезают на лестницы и деревья или даже скатываются на скейтборде по перилам. Они учатся контролировать не только свое тело, но и свой страх. В играх на общение они учатся договариваться с другими, угождать друг другу, быть менее агрессивными и пересиливать злость во время конфликтных ситуаций. Еще в свободной игре дети естественным образом понимают, что они любят. Они пробуют разные занятия и открывают для себя свои пристрастия и таланты. Ничему такому нельзя научить устно, этим вещам учатся на практике, которую дают свободные игры. Основные эмоции, сопровождающие игры, – это радость и интерес.
В школе обратная ситуация: дети не могут принимать собственные решения, их задача – делать то, что им говорят. Им объясняют, что значение имеет оценка за контрольную.”

6250260

“Free-Range Kids: Giving Our Children the Freedom We Had Without Going Nuts with Worry” Lenore Skenazy

Целое движение возникло на базе простого случая: мама оставила девятилетнего ребенка, с его согласия, в центре Нью-Йорка, дала денег на проезд, рассказала как добраться и уехала ждать его дома. Да-да. И есть даже телешоу. Немножко с перегибами, но суть в том, что дети в целом неплохо справляются сами. Про helicopter parenting.

Справедливости ради скажу, что я и за чужих детей в Киеве, которые сами ездят на кружки вечером, сильно волнуюсь. Но то, что беспокойство мам и без особых поводов зашкаливает, это уже физически видно.

1016457284-2

“#Selfmama. Лайфхаки для работающей мамы” Петрановская

“Современный мир извергает на головы родителей миллиарды требований.
Раннее развитие требует развивать. Школа – проверять уроки. Теория привязанностей велит укреплять привязанность. Социальные службы – удовлетворять потребности и контролировать поведение. Окружающие – научить его вести себя прилично. У ребенка должен быть режим, но много творчества и спонтанности в жизни. Он должен получать самую лучшую медицинскую помощь, но без прививок и лекарств. Он должен расти в заботе, но быть самостоятельным. Нужно все про него знать, но нельзя лезть в душу. Вы должны быть близки, но уметь выстраивать границы. Все это должно быть естественно, но осознанно. И ответственно, конечно. Мы не заметили, как случилась довольно неприятная вещь. То, что раньше обозначалось словом «идеал», теперь считается нормой и навязывается как норма. Эта новая «норма» на самом деле в принципе невыполнима, но если про идеал все в целом понимают, что он недостижим, то норма – это же вынь да положь. Это то, на что любой ребенок имеет право. Это же просто достаточно хорошая мать, ничего особенного, «или ты и этого не можешь?» При этом мгновенно обесценивается все, что есть и что делается – по сравнению с непомерно раздутой «нормой» любые усилия и достижения любой мамы – пшик. И накрывает вина.”

Пока я писала этот пост, мои дети час играли в коробке с макулатурой. И выглядят они довольно счастливыми и развитыми :) Но немножко пыльными. Нет, я не не-беспокойная мама. Но очень стараюсь поймать дзен :)