23 совета родителям, как подготовить детей к учебному году
Освіта Виховання

23 совета родителям, как подготовить детей к учебному году

До начала учебного года остается всего две недели, поэтому родителям следует уже начать готовить к этому своих школьников.

Детский семейный психолог Светлана Ройз советует 23 важных, но совсем несложных пункта для детей разных возрастов. 

Так что сейчас самое время:

  1. Возвращать (или формировать) привычный во время школьной жизни режим дня.

      2. Важно помнить, что за летние месяцы происходит “откат в знаниях”, в среднем, к концу первой-началу второй четверти предыдущего года обучения. Это нормально, если вы обнаружите, что ребенок «ничего не помнит». Первые месяцы отведены для повторения. (Ну и можно без напряжения и принуждения сейчас просто полистать книги)

      3. Для малышей – закреплять навыки самообслуживания (вытереть попу, переодеться, самому кушать). Я часто рассказываю, что между 6 и 7 годами – 5 лет эмоционального развития. Но и не только – тела детей в 6 и 7 лет отличаются. Ручки малышей не всегда могут дотянуться до труднодоступных мест, чтоб качественно их вытереть.

     4. Подготовить рабочее место. Идеально, если сидя за столом, ребенок сидит спиной к игрушкам (секрет – глубокий зелёный цвет помогает сосредоточиться, можно, например, положить на стол зелёный лист цветной бумаги).

     5. В жизни ребёнка не так много возможностей что-то выбирать или на что-то влиять, поэтому будет здорово дать ему в магазине возможность самому выбрать ручки, тетрадки, обложки. Важно, чтобы потом в школе эти тетрадки напоминали о радости, а не о принуждении и конфликте. В магазине ребёнка нельзя ставить перед выбором больше, чем из 2-3 объектов, так мы спровоцируем истерику. Помогите ему, пожалуйста.

6. Начать продумывать гардероб. Школьной формы не будет. Для некоторых детей тема одежды очень важна. Одежда не должна сковывать движения, если у ребёнка было обвитие пуповиной или что-то, что создавало сложности в рождении (один из маркеров – если он боится мыть голову). Пожалуйста, помните, что ребенок может не любить одежду облегающую, подбирайте «навыпуск», без горлышка (или с широкой горловиной), не заставляйте носить галстук или шарф.

Если у ребёнка ощущение дискомфорта, «телесной небезопасности», ему будет сложно сосредоточиться на получении новой информации. Цвета, «ускоряющие обменные процессы» – красный, оранжевый. Они будут рассредоточивать внимание. Некоторым деткам, которые любят эти цвета, мы подбирали браслеты, значки, надевали пояса. (Иногда в младших классах делали «цветные дни» – понедельник – красный, вторник – оранжевый, среда – желтый, четверг – зелёный и дальше по цветам радуги).

     7. Постепенно планировать завтраки, составлять идеи для ланч-боксов (если в школе вдруг это не предусмотрено). Ну и убедиться, что ребенок эти продукты будет есть (можно отрепетировать – будто на пикнике ребенок открывает ланч-бокс). Ребенку важно ввести в привычку пить воду.

     8. Школы могут быть ещё закрыты, но можно уже несколько раз туда пойти, нарисовать с ребёнком дорожную карту, обратить внимание на что-то «знаковое» по дороге (яркие витрины, дерево, площадку). Так мы формируем ощущение «безопасного пути».

     9. Если в школу разрешён вход – пройти по коридору, поискать будущий класс, зайти в туалет.

     10. Идеально – познакомиться или увидеть учительницу/учителя. Если это новый человек, здороваясь, протягиваем руку (прикасаясь к другому взрослому, мы показываем ребенку, что этот контакт безопасен, что мы этому человеку доверяем). Если ребенок не ходил в садик, а учитель/ница отличается по росту, комплекции, громкости, психотипу от мамы или привычных женщин/мужчин – акцентируем внимание на том, что люди разные, что учитель может говорить громко, не потому что кричит, а потому что просто так говорит, и хочет, чтобы много людей ее/его услышали).

     11. Созвониться с одноклассниками, встретиться несколько раз где-нибудь в кафе, на площадке, в кино.

     12. Для более лёгкой адаптации, чтоб ребенок быстрее перемещался из «среды в среду», для ощущения принадлежности к классу, сообществу – вместо формы – в школе или классе можно сделать для всех одинаковые браслеты, кепки, брелоки. Например, ребенок надел браслет – создал внутренний настрой «уже в школе». Пришёл домой – снял – переключился на пространство домашнее.

     13. Это нормально, если мы замечаем у ребёнка больше тревоги, суетливости, если вдруг он начинает говорить о своих страхах (не связанных со школой). Свою «школьную тревогу» он может «маскировать». Пожалуйста, не пропускайте эти сигналы. Правильнее с ними разобраться до школы.

     14. Важно сдать анализы, поговорить с педиатром о том, какое возможно сопровождение. (Например, дефицит железа, снижение функции щитовидной железы, нехватка дофамина или группы витамина В может проявляться и в «синдроме беспокойных ног» и неусидчивости, а гельминтоз – и во вспышках агрессии, тревожности и проч).

     15. Важно, чтобы любые изменения не совпадали по времени (поход на новый кружок или секцию – лучше планировать или сейчас, или к концу сентября, начало нового этапа – спать в своей комнате, например, если ребёнок до этого спал с родителями – лучше начинать уже сейчас).

    16. В школе у ребёнка любого возраста будет активно задействована долговременная память. Когда человек находится в состоянии стресса, его мозг испытывает дефицит цинка. Цинк влияет на работу гиппокампа, который и помогает нам и нашим детям обрабатывать и запоминать большие объемы информации. Уже сейчас пора использовать то, во что вы верите – кушать продукты, содержащие цинк, если вы верите в витамины, или биодобавки.

     17. Ресурс. Для тех, кто склонен фокусировать внимание на негативе, у кого “ничего хорошего нет и не будет”, кто склонен не замечать ресурсных событий и радостей – можно сделать коллаж из фотографий из самых радостных моментов лета. Здорово, если будут фотографии «успеха» ребёнка – научился плавать, кататься на роликах или сам словил рыбу, нашел гриб.

     18. Важно помнить – задача МОЗГА ребёнка подросткового возраста – хотеть спать, тупить и с трудом воспринимать новую информацию. У него временно может снижаться мотивация, падать успеваемость. Это временно. Пожалуйста, помните, что подростку действительно сложно запоминать большие объёмы информации.

     19. Нам важно «отметить» переход из отдыха и лета – в рабочую осень (возвращаться из отпуска и взрослым тяжело). Можно отпраздновать (фиксируя на этом внимание) тортом, походом вместе на какую-то радостную активность, пикником.

     20. Важно напоминать о «правилах трусиков», о том, что никто и никогда не имеет права вторгаться в личное пространство, о том, мы всегда ЗА ребёнком и он всегда может на нас рассчитывать. 

     21. Очень часто ребенок, боясь признаться, что у него что-то не получается, если не ощущает уверенности в каком-то предмете или навыке (например, у ребёнка дислексия) – маскирует это чем-то «поведенческим». Давайте помнить – за непродуктивным поведением ребёнка, как правило, что-то скрывается. И нам нужно не «менять поведение», а найти то, что его провоцирует.

     22. Нам важно подготовиться к тому, что с каждым годом фокус авторитетности ребёнка смещается. Мы уже не будем богами и единственными авторитетами в его жизни. И для многих родителей сложно принять авторитетность учителя. Ребенок обогащается за счёт разного опыта. А мы навсегда-навсегда в его жизни в роли Родителей.

     23. Конечно, сколько бы мы ни говорили и не обещали себе ни сравнивать своего ребёнка с другими, сколько б ни обещали себе «снизить требования и ожидания» – это сложно. Но мы все же помним, что у каждого из нас свои задачи, своя точка старта и своя гениальность.