В Таиланд с маленькими детьми: перелет, питание, проживание и прелести жизни
Куди поїхати Думки

В Таиланд с двумя сыновьями (10 месяцев и почти 3 х лет) отравилась фотограф Юлия Мамренко, Как они провели этот месяц, какие открытия сделали и с какими трудностями столкнулись, читайте в статье.

Одним промозглым осенним вечером мужу пришла в голову гениальная мысль о том, что можно ведь сбежать от этого слякотно-морозного периода в лето и на зимовку улететь в тёплые края. «Три месяца…вне дома…с детьми» – и мой глаз нервно задёргался от предстоящего выхода за рамки моей зоны комфорта.

Сначала думали о Шри Ланке, но живущие там знакомые сказали, что для отдыха с маленькими детьми это так себе местечко (по крайней мере, изучив форумы, взвесив все «за» и «против» я тоже пришла к такому мнению). Ну, тут, как бы, кто к чему готов – ездят люди, нравится, и слава богу. Поэтому убедила мужа, что наш выбор – Таиланд! Я была там уже дважды несколько лет назад, и мне показалось это отличным решением. Немного поразмыслив, таки пришли к мнению, что три месяца – это как-то слишком для нас пока что, вот так сразу, не зная, что к чему, с девятимесячным малюком… Вдруг климат не подойдёт, еда, вода, люди, условия… Решили планировать отдых на месяц! Так как мы собрались не только сменить обстановку, но ещё и попытаться отдохнуть, поездить куда-то, то бабушка с дедушкой «взялись» с собой по умолчанию, плюс ещё четверо друзей, правда с детьми только мы. Когда вас летит много народу, выбирать даты, отели, трансфер становится «веселее» – то одни не могут, то другим не подходит, даты всё сдвигались, менялись брони, подыскивали варианты – и всё это уже ночью, когда дети спят и можно спокойно всё изучить, чтобы случайно не выбрать «2016» в графе даты при бронировании:)

Мы решили, что услуги турагентства нам вообще ни к чему – у нас ведь тоже есть Интернет, мы знаем нужные сайты и английский язык. Бронируя всё самостоятельно, ты можешь в любой момент зайти на букинг либо позвонить по скайпу в отель и что-то уточнить или изменить при бронировании без всяких посредников и «испорченного телефона».

ПЕРЕЛЁТ «ТУДА»
IMG_20170214_211602_589-23

Я летала в Бангкок с пересадками, и это был ужасный опыт. Меня пугали все эти шатания с детьми по аэропортам, погрузиться/выгрузиться, потом ожидание рейса несколько часов. А если рейс задержат?!..Также среди нас была наша подруга со сломанной ногой, ей тоже весь этот движ был бы некомфортен. Поэтому взяли прямой перелёт Киев-Бангкок, а потом нас ждала очень быстрая пересадка на внутренний рейс до Пхукета. Из предложенных вариантов остановились-таки на МАУ и Bangkok Airlines. Вылет «туда» был вечером, ночной перелёт с детьми – отличная вещь, как по мне! Все спят и не нужно выдумывать 100500 развлечений в ограниченном пространстве. До Бангкока время в пути 9,5 часов, затем два часа на пересадку и ещё полтора часа полёта до Пхукета. В domestic airport нас ожидал трансфер из отеля, который мы заказали при бронировании. Ещё 40 минут – и мы на месте! Итого 17 часов от порога дома до фойе отеля.

Старшего сына прямо перед отлётом угораздило заболеть, перед вылетом поднялась температура, и по пути в аэропорт мы были вынуждены заехать в аптеку, чтобы с собой на борту было достаточно жаропонижающего. Я только сейчас поняла, что раньше я всю аптечку сдавала в багаж! Хотя раньше у нас и таких длительных перелётов-то не было…

Для пассажиров с детьми и людей с ограниченными возможностями в аэропортах есть fast line – смело идите туда, и вам не придётся стоять в очередях.
В самолёт гребите с собой всё, что можно: увлажняющий спрей для носа себе и детям, всякие крема для лица и рук (все знают, что в самолёте воздух ужасно сушит кожу), памперсов тоже много не бывает -берите больше чем обычно вы используете за этот промежуток времени, влажные салфетки, сменную одежду себе и детям на случай ЧП, ПОДУШКУ! Мы взяли аж три вот этих подушки «подковой», и все юзала я – сложно, знаете ли, кормить спящего малюка и пытаться дремать, сидя в «дубовом» кресле самолёта, поэтому подложила себе под локти, младшему под голову (старший спал на папе) и ни разу не пожалела о том, сколько места они занимали в ручной клади. Старшему уже почти три года, ему полагается своё место, но, из-за того что ему было нехорошо, он почти весь полёт провёл на руках у мужа. Я с младшим легла на освободившиеся места и так мы проспали почти всю ночь (со «мной» во рту, ага).

В самолёте кормили дважды: при перелете на длительные дистанции в МАУ питание входит в стоимость билета, чай/кофе/воду всегда можно взять на протяжении всего полёта. Малюку я брала с собой пюрешку в баночках и всякие печеньки. На внутренних авиалиниях нам тоже предложили обед, детворе выдали какую-то раскраску и наклейки с самолётами авиакомпании, так что полчаса точно было чем заняться. Я, конечно, скачала на телефон «Тини лав» и десяток серий «Барбоскиных», они как-то не пригодились при ночном перелёте, но зарядное устройство к гаджетам также не забудьте взять в ручную кладь.

Кстати, будьте внимательны, на внутренних авиалиниях они тупят, и коляску-трость вам могут отдать сразу у выхода из самолёта, а могут, как в нашем случае, отправить её на ленту с багажом, так что уточняйте. Сломанную ногу подруги мы «использовали» по полной – подругу подбирали с креслом-коляской сотрудники аэропорта и везли до нужного Gate и таким образом служили нам проводниками по этому бермудскому бангкокскому громадному аэропорту, эдакий лайфхак (правда, специально ломать ногу ради этого я вам все таки не советую).

ПРОЖИВАНИЕ

Наверное, и у вас возник вопрос «а почему вы не сняли дом?». Такой вопрос задают те, кто а)не интересовался, сколько стоит аренда дома на Пхукете на десятерых У МОРЯ; б)кто никогда не снимал дом НЕ у моря. Когда мы были на Кипре, мы уже поняли, что езда по маршруту дом-море-дом отнимает время, нервы, вечно кто-то что-то забыл, а возвращаться влом, плюс нас ещё и толпа, то есть нам нужно было бы как минимум две машины. Представила эту движуху с утра на кухне: «что приготовить», «кто убирает» и вообще «где мои вещи». Какие плюсы снимать дом? Пространство? Своя кухня? Оно нам не нужно было, в помещении мы собирались только спать. В общем – отель.

IMG_20170204_130542_960-20Согласитесь, скучно провести месяц в одном и том же отеле. Мы разделили наш отдых на три направления: две недели в отеле Novotel Kata Avista на пляже Kata на Пхукете, потом пять дней на островах Пхи-Пхи в Zeavola hotel и ещё больше недели снова на Пхукете в отеле Katathani (который был типа самым крутым по отзывам на Tripadviser, но оказался типичным турецким отелем) на пляже Kata Noi. Я не буду описывать наши отели, те, кто подписан на меня в инстаграм, могли видеть мои сториз с короткими обзорами. Каждый выбирает отель по своим потребностям и возможностям, поэтому то, что для нас было плюсом, для кого-то может быть минусом. Для детей всё было классно, удобно и безопасно, а это главное. Акклиматизации явной у них не было, никаких проявлений. Смена часовых поясов тоже прошла гладко и незаметно.

ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

На Пхукете есть такси, тук-туки, лодки, мотобайки, яхты, вертолёты – ну вы поняли, да? Меня удивляют вопросы типа «а на чём вы там передвигаетесь»? Будто мы не на одном из самых популярных курортов, а где-то в глубокой Африке в пустыне. Никому же не приходит в голову спрашивать, как вы в Киеве передвигаетесь, почему-то.
yacht

Для примера опишу вам, как выглядел наш путь в отель на Пхи-Пхи (опускаю проживание в отеле на Пхукете перед этим):

1. Такси из дома в аэропорт Борисполь – 15 минут.

2. Самолёт Киев-Бангкок (ха, жаль, через рукав в самолёт сразу, а то ещё бы автобус аэропортовский добавила) – 9,5 часов.

3. Самолёт Бангкок-Пхукет – 1,5 часа.

4. Такси из аэропорта до морского порта – 30 минут.

5. Яхта до Пхи-Пхи – 1 час.

6. !!! ТРАКТОР от яхты до пляжа :) Это вас в прицепе везут, чтобы ножки не промочили.
IMG_20170204_085849475_HDR-6

Весь трансфер мы бронировали самостоятельно, эта услуга есть почти у каждого отеля за дополнительную плату. Трансфер на Пхукете намного дороже, чем в Киеве. Цена стартует от 200 батт/160 грн (за угол заехать) и до цифры, которую придумает таксист. Такси для передвижений по о.Пхукет НАМНОГО выгоднее заказывать через приложение Grabtaxi. Наши друзья брали напрокат машину, и мы иногда ездили с ними по всяким must see местам или в ТЦ.

tuktuk

ПИТАНИЕ

Мы выбирали отели с завтраками. Младшему с собой я брала четыре упаковки детских каш, около тридцати баночек мясных и овощных пюрешек и две упаковки печенюшек. И всё это я не напрасно тащила с собой, потому что, объездив все супермаркеты типа «Ашана», я нашла только манную кашу и что-то типа рисовой. В одном маленьком магазинчике купила упаковку, на которой четко и ясно нарисована каша. Открываю в номере уже – а там 6 печенек! И инструкция – залить водой, оно разбухнет, помять ложечкой – и вот она, кашеподобная субстанция! С пюрешками в баночках тоже странность: в минимаркетах их просто-напросто нет. Никаких. Поехали в мегамолл, ага, вот стойка с детским питанием… Смеси, смеси, смеси… Два ряда СМЕСЕЙ! А что же для детей от шести месяцев? Сиротливо стоит баночка, а на ней нарисован желток 0_о . Не поняла прикола. Наконец нашла пюрешки в пакетиках-тюбиках (у нас в таких продаются HIPP и Heinz). Но вкусы!.. Фрукты ещё более-менее, есть вариации: яблоко+банан, в крайнем случае мандарин+авокадо. А вот сочетания ассорти улыбнули: картофель+манго, брокколи с апельсином, лапша с морепродуктами, томатный суп с курицей – и везде надпись «с семи месяцев»! Во второй наш приезд в этот магазин мы увидели зрелище: работник расставляет баночки на полке, а китайцы уже стоят и ждут (видимо, в конкретное время их привозят и они в курсе). Стоит ему поставить последнюю баночку, как тут же налетают эти прекрасные люди и гребут их просто десятками! Пять минут – и снова только одинокие баночки с желтком на картинке.
eda eda2

IMG_20170129_155846_634-17

С кисломолочными продуктами, думаю, вы поняли, что дела обстоят туго. Наверное, где-то существует «русский магазин» в Таиланде, как они есть в Европе, но мы его не нашли. По правде сказать, не искали. Кефир иногда ходили пить в русский ресторан («Чайхана» – вверх от Ката Бич), в минимаркетах продаются лишь всякие молочные десерты с разными вкусами, которые почему-то называют йогуртом. Для нас этот русский ресторан вообще был своего рода отдушиной: после тайских блюд – всего подряд и с чем попало в тонне специй – пюрешечка с котлеткой казались чем-то божественным по вкусу! В большом супермаркете были йогурты со значком DANONE, но мы их не брали, потому что оттуда до отеля ехать час, стрёмно везти по жаре. А вот на завтраках в отеле были йогурты, можно было поливать фрукты или хлопья, но вот давать девятимесячному малюку я почему-то побоялась, йогурт же стоит там на воздухе, пускай и на льду, открытый. Короче, от греха подальше. Собственно, это было моим главным правилом -не давать пробовать то, в чем сомневаюсь. Дети – не лучший объект для экспериментов, то, что «прокатит» у взрослого, на ЖКТ ребёнка может нехило отразиться. Никаких сомнительных морепродуктов, ничего покрытого специями, фрукты – будто вводим прикорм, понемногу, не давать сразу два манго за щёки. И что самое интересное – младший мог за один день перепробовать всевозможные фрукты, ещё ж я ела всё подряд (то есть с моим молоком он тоже получал дозу тайской кухни), потом закусить песком, а его НИ РАЗУ не обсыпало! Никаких покраснений, «животиков» и прочих неприятностей. Те покраснения на коже, которые дерматолог сочла за «стопудово пищевую аллергию», по прилёту в Таиланд прошли за два дня. Так что это была обычная сухость, типа атопического дерматита, просто нужно усерднее мазюкать правильным кремом.
coconut
IMG_20170219_100207_678-24

С младшим – понятно. ГВ+каши, фрукты, мясо только из привезённых баночек, печеньки. Старшему в Таиланде исполнилось три года, но он у нас не особый любитель поесть. На отельном завтраке он, как правило, ел овсянку, бутерброд или блинчики, а в обед…! Лайфхак! В первом отеле можно было уносить еду в номер. Так что мы набирали всякие нарезки, овощи, бульон и блинчики, относили в номер в холодильник и на обед ему было что поесть из «нормальной» еды. Мы же обедали уличной едой на рыночке возле пляжа, где при нас на гриле жарили всякие морепродукты, моими любимыми блинчиками с бананом и запивали кокосом или фруктовыми смузи. Ужинали мы обычно в каком-то ресторанчике, и старший подъедал у нас, например, лапшу со свининой. За два-три ужина вы изучите, какое блюдо точно готовят с минимумом соуса, специй и лемонграсса.
fruits

Вообще меню в тайских ресторанах я называю «999 блюд из лапши» – одни и те же ингредиенты в сотне вариаций пропорций и степеней зажарки. Вам дают такую пухлую книжечку листов на -дцать, и сиди, выбирай! Выручает, когда меню с фотографиями. НЕ выручает меню на русском, фразы из такого тайского меню уже давно разобрали на мэмы. Лучше уж на английском, понятнее, а то читаешь это «курица плясать салат» – и ломаешь голову:)

IMG_20170130_122123254-01

Кстати, на День рождения я купила торт в кофейне-кондитерской. Вообще с десертами у них там беда, оно всё или никакое, или с тонной химии, которую видно невооруженным взглядом. Купила красивенький такой торт, с «Oreo». Он оказался тортом-мороженым:) То-то я удивилась, когда коробку с тортом мне обложили контейнерами со льдом! А сверху приклеили коробочку со свечками, миииило. Малюк задул свечи прямо на закате на крыше нашего отеля. Отличных 3 года, я считаю!
IMG_20170124_135233_688-16

ДОСУГ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ

Все знают стандартные экскурсии в Таиланде, где было бы интересно детям – покататься и покормить слона, сфоткаться с тигром, шоу крокодилов и т.д. Поскольку у нас была машина, мы не заказывали никаких экскурсий, а просто сами ездили по навигатору.

Слонов кормили ✔

с тигрятами сфотографировались ✔

обезьян потрогали ✔

а крокодилов нам и тут хватает (шутка). Шоу крокодилов не посещали. Я уже была раньше, а почему на этот раз не поехали – не помню, просто никто не горел желанием.

«Слоновья ферма» на Пхукете есть не одна. Мы ездили туда, где на слонах можно покататься буквально по кругу, но не захотели – такое себе развлечение. Мы покормили бананами маленького слонёнка, посмотрели, как слониха хоботом обливает себя водой, как китайцы бесконечно делают селфи, сидя на слоне, и уехали. На другой ферме есть возможность прокатиться по джунглям верхом на слоне, поэтому, если таки решите покататься, то езжайте туда (по-моему, она называется «Elephant trekking»).

elephant

Tiger Kingdom. Небольшой зоопарк с маленькими тигрятами от трех месяцев и до взрослых огроменных тигров. Стоимость билета без возможности зайти в вольеры – 500 батт/400 грн. А если хотите погладить/пофоткаться, то уже выбираете пакетно, стоимость зависит от того, с тигром какого возраста вы хотите познакомиться поближе (около 2000 батт). Маленькие ВСЕГДА, всегда спят. Стопудово не просто так, я думаю. Увы. Гладить можно только задние лапы и спину, перед входом в вольеры вам нужно помыть руки с антисептиком, переобуться. Внутри вольеров смотрители вас могут сфотографировать на ваш телефон, а есть и фотограф. На выходе получите одну фотографию за 400 гривен или пять фото за 2000 :)
thai_202-10

Monkey Hill. Я-то думала, что мы едем в какие-то дикие джунгли с комарами, а в итоге это оказалась очень даже асфальтированная дорога, которая ведёт через импровизированный парк вверх на смотровую площадку. Площадки с тренажёрами, качели, и среди этого всего – обезьяны! Вход бесплатный, но с собой стоит купить корм им какой-то. Очень смешные ребята, любят арахис и бананы. Вы не трогаете их – они не трогают вас. Младшего малюка мы не брали, а со старшего обезьянка почти стырила кепку, перед этим попробовав на зуб штанину. Если будете с маленьким ребёнком, имейте в виду, с коляской в гору сложно переться, лучше слинг или эрго-рюкзак.
thai_003-8

Есть ещё на Пхукете Парк птиц, но я почитала отзывы, глянула фотки, как-то мне показалось «ни о чём», потому не были, сказать ничего не могу. Для детей постарше будут интересны верёвочные парки, которые располагаются в джунглях, тарзанки. Наши мужья ездили прыгать с банджи над озером, это им тоже очень понравилось. Вообще, из развлечений для детворы у нас было целое море, бассейн и игровая комната при отеле. А взрослые, думаю, могут выделить вечерок для Bangla Road и всяких шоу трансвеститов ;)

Makhao beach или «пляж с самолётами». Этот пляж находится возле аэропорта, и прямо над ним самолёты заходят на посадку. Каждых минут пять над вашей головой пролетают люди, представляете? Невероятные, ни на что не похожие ощущения – смесь адреналина с детским восторгом. На пляже все туристы стараются скреативить с ракурсом и самым удачным селфи с самолётом. А из динамика звучит фраза о смертной казни в случае, если вы решите бросить что-нибудь в пролетающий самолёт. Я не знаю как, но лучше заранее уточнять, с этой ли стороны сегодня садятся самолёты. Потому что муж с сыном поехали в другой день, полтора часа по пробкам, а самолёты из-за ветреной погоды садились не над пляжем, а с другой стороны. Обидненько.

thai_089_-9
На обратном пути мы заехали в  храм What Cha Long. Внутрь мы не заходили, потому что были в майках и футболках (хотя других это не останавливало). Рядом с храмом находится стихийных рынок со всякой уличной едой, сувенирами. Но купите связку петард -её нужно поджечь в специальной такой постройке, похожей на улей, и быстро убегайте – они разрываются метров на 5 в радиусе. Очень громко из-за акустики “улея”, мол, чтобы отпугнуть злых духов таким способом.
whatchalong

В Киеве я мечтала и видела, как бегаю на тайский массаж каждый день! Но была всего раза четыре, как-то испоганились они что ли за семь лет. Обычный часовой тайский массаж – 300 батт/250грн, классный также массаж ног. Всякие арома-массажи не советую, у меня очень сильно разболелась голова, хотя я выбирала масло сакуры, а оно еле-еле чувствуется на самом деле. В хорошем салоне массажа вам предложат переодеться в специальную одежду, помоют ваши ножки и предложат чай по окончании. В плохом будут час вазюкать оливковым маслом. Много посетителей ещё не означает, что там делают хороший массаж, а кучу тапочек на входе ставят сами владельцы салона. Мне очень понравился массаж на Пхи-Пхи в нашем отеле, я помчала туда прям перед тем как отплывать обратно на Пхукет, потому что заклинило шею. Девочка аккуратно размассажировала проблемную зону, ещё и колосок в волосах заплела. А на самом Пхукете мы пошли в первый попавшийся салон на Ката Ной, его даже не было в списках Foursquare, называется смешно – Chuleeporn massage, и остались очень довольны!

IMG_20170201_135310_822-18

На Пхи-Пхи единственным нашим развлечением за пять дней была вылазка в «центр» – 40 минут на моторной лодке мимо киношных пейзажей (а обратный путь – по темноте в открытом море под звёздами и полумесяцем «лодочкой» вниз)! Знаете же, да, вот эти вертикальные высокие скалы? Вот вечером они немного устрашающе выглядят. Ещё на Пхи-Пхи мы плавали на каяках (правда мы с девочками больше фоткались на них, чем плавали, но развлечение же? Развлечение!). Вот да, на Пхи-Пхи я всё свободное от малюков время фотографировала подружек среди райских пейзажей. Кстати, за месяц у нас нет НИ ОДНОГО фото, где мы вчетвером. Ну вы поняли.
IMG_20170202_180051_993-19

ВРЕМЯ ВОЗВРАЩАТЬСЯ ДОМОЙ

Вот и месяц пролетел. За это время старшему исполнилось три года, а младший начал ходить! То есть, плюс одна проблема – в самолёте теперь придётся гулять по рядам. Ещё и перелёт дневной. Из +30°С в -10° сложнее, чем наоборот (спасибо, что не -25°, которые мы не застали). Мы сразу в самолёт взяли тёплые вещи, утеплились на середине пути. Хорошо, что таки поддела колготки себе и старшему, потому что из самолёта вышли сразу на улицу, в мороз, потом автобус до самого аэропорта (а не прямой «рукав», как по пути туда), а позже ещё и такси ждали долго. Так что не сдавайте в багаж то, что можете взять с собой из одежды.

Развлекать малышей двенадцать часов в замкнутом пространстве, где иногда нужно ещё и сидеть пристёгнутым – тот ещё челлендж! Мы менялись детьми, местами, по очереди ели и ходили менять памперс на половине квадратного метра. У нас нет планшетов, наш старший больше любит полистать какие-то книжки, но «Тини лав» на смартфоне пару раз да выделил нам по двадцать минут на отдых, пока младший лыбился в экран овечке. Но соседи-иностранцы попросили сделать потише «эту странную мелодию» (та шо они понимааают?!), а смотреть «Тини Лав» без звука – какой вообще смысл?) Поэтому им пришлось слушать нытьё малюка, а лучше бы слушали «this strange song». Вообще в который раз убеждаюсь в пользе ГВ в плане успокоения. Когда всеми игрушками поиграли, все печеньки погрызли, а тут надо сидеть пристёгнутым, потому что турбулентность, а спать не время, выход остаётся один – «тык» в рот, и 5-10 минут у вас есть на подумать, чем завлечь дытынку следующих полчаса, ха-ха.

Мы летели экономом, потому что переплата за, в нашем случае, 10 бизнес-мест была бы равна поездке всей семьёй в all-inclusive на месяц в Турцию. Но в следующий раз точно хоть одно место в бизнесе, но возьмём, чтобы можно было нормально разложить спинку и поспать часок-другой по очереди, не упираясь коленками в пилота.

Полёт с детьми – это когда ты с завистью смотришь, как «нормальные» люди без детей смотрят фильмы один за другим, читают книги или просто СПЯТ! А ты в это время прокручиваешь в голове фразы для книги «1000 и 1 способ развлечь ребёнка на высоте 11 000 метров и не сойти с ума».