Зеленая ручка: как научить ребенка ошибаться
Новини Сім’я здорової людини Виховання

Зеленая ручка: как научить ребенка ошибаться

Как обычно происходит подготовка к школе? Ребенку даются прописи и синяя ручка, он пишет крючочки и палочки, а потом приходит мама-учитель с красной пастой и исправляет ошибки. Казалось бы, все логично.

Но нужно сделать все с точностью до наоборот. Нужно взять не красную, а зеленую ручку. Ею обводить не плохо прорисованные крючочки, а самые удачные и «идеальные». Что получится в результате? Ребенок усвоит все быстрее.

Разница в подходах

В первом случае мы концентрируемся на ошибках. Ребенок запоминает те буквы, которые написаны неправильно. Он не видит за этими красными подчеркиваниями идеально написанные буквы. Делаем вывод: хотим мы того или нет, но в подсознании остается то, что выделено.

Во втором случае делаем акцент на правильное, удачное. Ребенок получает совсем другие эмоции, другое восприятие и подсознательно стремится повторить то, что было идеальным!

Привычка «выделять плохое» закрепляется в подсознании ребенка и остается с ним навсегда, становясь самой частой причиной неудовлетворенности в жизни.

Как избежать «красных чернил»?

Метод «зеленой ручки» — универсальный подход к воспитанию детей в целом. В любой жизненной ситуации наша задача — «подчеркнуть» хорошее и «как бы не заметить» ошибки. Конечно же, иногда это сделать непросто.

Представьте, что ваш четырехлетний ребенок после ужина пошел на кухню и занялся увлекательным делом. Сначала вылил остатки вина в салатницу с недоеденным салатом, а потом рассыпал по всему полу соль и стал играть. Все это вы обнаруживаете, когда возвращаетесь на кухню пить чай.

Как применить метод «зеленой ручки»?

1. Не показывайте свое негодование

Важно понимать, что ребенок не хотел сделать ничего плохого: он таким образом исследует мир.

2. Спросите ребенка, почему он так сделал

Скорее всего, по каждому пункту вы получите логичный и аргументированный ответ. В салатнице он готовил суп для мамы. А на полу рисовал «картины песком», как в детском центре.

3. Найдите что-то положительное и подскажите ребенку правильный сценарий

Теперь дело за малым — найти в «трагичной» для взрослых ситуации что-то положительное. Мама, к примеру, может сказать: «Как здорово, что у меня растет такой замечательный маленький помощник по дому! Но, если честно, я больше люблю горячие супы, а не холодные. Давай завтра приготовим борщ. Я тебя научу».

В этот момент папа, как бы между прочим, заметит, что вообще-то соль гораздо ценнее, чем песок. И расскажет, как люди ее добывают и для чего используют. А потом вместе с ребенком подметет пол.

Что и как «обводить зеленым»?

Замечание или наказание по поводу ошибки и похвала, когда что-то сделано правильно и хорошо, — это два полюса, каждый из которых требует от родителей особого внимания. С одной стороны, не стоит концентрировать внимание на негативе. Но и нельзя хвалить ребенка направо-налево, руководствуясь принципом «чем больше, тем лучше».

Похвала не должна быть абстрактной и дежурной. Она должна быть разумной и развивающей. Например, если ребенок принес рисунок, который только что нарисовал, то недостаточно просто сказать ему: «Ты молодец!» Гораздо более ценной реакцией в данном случае будет не прямая похвала, а живой, искренний интерес: «Ой, кажется, ты нарисовал лес! А это у тебя кто — лисичка? Да здесь еще и лисенок!» И так далее.

Дежурная фраза-отговорка «Ты — молодец!» не несет никакого смысла. Она приводит к нежелательным последствиям — ребенок «подсаживается» на похвалу. Его перестает интересовать сам процесс творчества, он начинает делать все ради того, чтобы получить очередной «плюсик». 

Нужна ли работа над ошибками?

Это первое, что приходит в голову после ознакомления с методом «зеленой ручки». А если правда — ошибки? Орфографические и грамматические или — что хуже — ребенок постоянно проливает суп на пол, режет ножницами диван, рисует на обоях? Надо ли делать «работу над ошибками»?

Конечно же, надо. В данном случае вы можете научить ребенка причинно-следственной связи. Как это сделать?

Например, дать попробовать суп, который малыш «приготовил», если в нем нет угрозы для жизни. И спросить, нравится ли вкус такого блюда. Посадить на разрезанную обивку дивана, поинтересовавшись, удобно ли на нем сидеть. Поехать в магазин за новыми обоями вместо запланированного посещения аквапарка.

Помните, что ваша задача — не наказать, а показать, к каким последствиям приводят неправильные действия, и с участием ребенка эти последствия устранить.