Государственная школа – это скорее место выживания, чем получения знаний
Як мене мама в школу збирала Думки Освіта Спецпроект

Государственная школа – это скорее место выживания, чем получения знаний

Почему стоит выбрать для ребенка альтернативную школу или даже домашнее обучение

У меня довольно разнообразные воспоминания о школе. В начальных классах я была самой, что ни на есть, примерной пай-девочкой, как с картинки. Отличницей, которая все учила на зубок, стройно аккуратно выводила каждую букву, ровно сидя на первой парте с такой же подружкой – отличницей, стараясь не пропустить ни одного слова учительницы. Кстати, наша Татьяна Леонидовна  до сих пор считается в школе одной из самых строгих. Она всегда хвалила нас с подругой на собраниях и всем ставила в пример. Эти годы вспоминаю плохо, но с особенным теплом.

Однако я все же перешла в пятый класс и окунулась в реальную жизнь. Оказалось, что школьная программа вообще придумана не для детей, и не заинтересована их чему-то учить. Оказалось, что многие учителя – просто чудовища в человеческом обличии, которые приходят на работу, чтобы самоутверждаться. Они ненавидят то, что преподают, саму школу, и особенно – детей, которые там учатся. Увидев реальность – насилие (больше моральное, чем физическое), шантаж, манипуляцию, травлю и тому подобное, я быстро поняла, что школа – это скорее место выживания, чем получения знаний. Все нужные и интересные мне я могу получить самостоятельно, читая книжки и общаясь с людьми. Поэтому читала, действительно, много, а полезные знания и умения получала на практике, вне школы. Так я ходила на миллион совершенно разных кружков, даже на фитотерапию в дворец пионеров, посещала музыкальную школу, выучила два языка, и в десятом классе уже учила малышей английскому.

В школу могла себе позволить прийти в 11 утра, проспав несколько уроков. Ну, или уйти на пару уроков раньше. Могла просидеть весь урок за последней партой и писать стихи. Могла выйти в туалет и прогулять пол-урока. При этом я довольно легко все сдавала, в средних классах даже ходила на Олимпиады по математике. Однако вскоре математика стала мне не интересна. Химию и физику я сразу не поняла, с историей не заладилось в знак протеста (просто мнение учителя по многим вопросам было слишком однобоким, я читала много альтернативного и конечно, сразу стала ее врагом. Учительница географии была патологичкой, поэтому, не смотря на любовь к географии, я ее вообще не посещала. Не помню, чтоб я хоть раз делала уроки дома. В итоге, все свелось к тому, что гуманитарные предметы давались естественно, а за точные мне просто рисовали оценки, потому как на многое закрывали глаза. В то время я уже стала местной «звездой», «народной артисткой школы», заполняя все концертные программы, привозя дипломы конкурсов. Кроме того, никто лучше меня не мог придумать что-то креативное, если нужно было, поставить номер, сочинить стихи, нарисовать стенгазету. Думаю, это мне сильно помогало. Меня не записали в «дебилки», скорее, в «странные творческие личности» и меня это вполне устраивало.

К моей позиции у многих учителей было негативное отношение, но они только подкалывали, рисуя оценки. Некоторые оказывались гораздо принципиальнее, но поняв наконец, что мне абсолютно все равно, что там будет стоять в табеле, решили, что себе дороже. Лишь не многие просто уважали меня и мою позицию. Потихоньку уважали, потому что «уважать такое» было не принято и даже чревато последствиями. Странно, но я совсем не помню особой роли родителей в этом всем бардаке. Помню, что мама меня во многом покрывала, но как она сама к этому относилась? Наверное, ее я и должна благодарить за свободу выбора и формирование определенного мировоззрения, за сохранение индивидуальности и драгоценного времени на то, что мне действительно нравилось. Сейчас я понимаю, что была типичным хоумскулером, которого закрыли в стенах школы. Но тогда еще подобной практики никто не знал, возможно, сегодня я получила бы в школьные годы гораздо больше. Хотя я не жалуюсь. Несмотря на все свои причуды, школа была отличным местом тусовки.  Там мы дружили и ругались, делились на кланы и учились быть друг за друга горой, влюблялись и расставались…

В итоге мой табель при выпуске выглядел примерно так (как раз в тот год впервые ввели двенадцати бальную систему): все гуманитарные науки – 11, 12, все точные – 3, 4. История – 3, география – 5, физкультура -12! И музыка, конечно. Было и пару казусов. Английский у меня был то ли 9, то ли 8. Потому что я туда вообще не ходила. Однако в ту пору я уже прекрасно знала язык и думаю, даже лучше, чем наша учительница. Выбрала его на выпускной экзамен. Взяла билет и не готовясь, все сделала блестяще. У нее даже глаза округлились от неожиданности. Надо отдать учительнице должное, за экзамен она поставила 12 и даже грамоту дала. Такая же история была с литературой, которую я выбрала. Увидев, что я пишу сочинение на вольную тему в стихах, учительница потихоньку исправила пунктуацию, и я получила первую в истории экзаменов 12+!

Учитывая мой опыт, для своих детей я рассматриваю только альтернативную школу. А в будущем, если у них будет классное место для тусовки вне школьных стен, возможно, даже домашнее образование. Это очень нелегкое родительское решение, но я хочу доверять своим детям, даже так: довериться им.

Автор: Наталия Грабовская