Положительный и отрицательный стресс у детей
Новини Сім’я здорової людини Виховання

Положительный и отрицательный стресс у детей

Несмотря на то что стресс в нашей жизни — явление естественное, нужно учиться переживать чувства так, чтобы последствия не нанесли урон психике.

Какие события вызывают стресс у ребенка? Неопределенность, физиологический дискомфорт, неудачи, отсутствие эмоционального контакта с родителями, насилие.

Для того чтобы малыш попал в стрессовую ситуацию, не нужны слишком явные факторы, стрессом для него может быть и отсутствие мамы рядом, и даже неудобная подушка. Любая негативная оценка ребенка — «ты опять все сделал не так!» — для него тоже стресс.

В обществе принято считать, что стресс — это что-то негативное. На самом деле не всегда. Выделяют два вида стресса:

  • Эустресс — так называемый положительный вид стресса, когда происходит мобилизация организма, и только.
  • Дистресс — тот самый отрицательный стресс, о котором нам всем широко известно.

Стадии стресса:

  1. Стадия мобилизации организма. Как правило, эта стадия довольно непродолжительная. В этот момент повышается пульс, учащается дыхание, увеличивается потоотделение и происходит огромный энергетический выброс — можно перепрыгнуть через забор или бежать с такой скоростью, какую в обычных условиях не развить.
  2. Стадия сопротивления. Она более продолжительна, чем первая. Системы человеческого организма снижают свою активность, но поддерживают работу на достаточно высоком уровне напряжения.
  3. Стадия истощения. Организм больше не может противостоять воздействию негативного фактора, происходит сильная потеря энергии.

Начинать работу для того, чтобы минимизировать негативное воздействие, нужно на второй стадии — стадии сопротивления, когда у организма еще есть ресурс и энергия.

Стрессоустойчивость — важный навык, его можно и нужно развивать для того, чтобы жизнь была более комфортной. Как помочь ребенку развить в себе стрессоустойчивость?

Как развивать стрессоустойчивость

  1. Учите ребенка осознавать собственные эмоции. Когда мы не понимаем, что с нами происходит, то испытываем еще большую тревогу и напряжение. Рефлексия помогает эту тревогу снять. Когда заметно, что с ребенком что-то происходит, нужно помочь ему понять, что именно. Он напуган, расстроен, зол, обижен, раздражен, или наоборот, настолько обрадован, что даже растерялся? Эмоций и их оттенков — огромное множество, и все их нужно различать и осознавать. Когда в стрессовой ситуации ребенок осознает, что испугался, ему уже будет намного проще справиться с ситуацией.
  2. Учите ребенка брать на себя ответственность за принятое решение. Да, принимать решение бывает страшно, но если знаешь причины, по которым оно принято, тревога становится меньше. Ты понимаешь, зачем и почему ты так сделал.
  3. Учите ребенка отдыхать и расслабляться. Относитесь с вниманием к просьбам ребенка передохнуть. Он не робот и не может учиться нон-стоп, даже если вы в его возрасте выдерживали и более серьезные нагрузки. Все люди индивидуальны, и ресурсы у всех разные. Позволяйте чаду ничего не делать и самостоятельно решать, как именно ему отдыхать — читать книжку, валяться на диване или играть в компьютерную игру. Ребенок лучше знает, что ему нужно для перезагрузки, просто помогите ему это понять.
  4. Вводите ритуалы. Ритуал — это твердая земля под ногами. Когда ребенок знает, что мама обнимет перед сном и почитает книжку, ему гораздо спокойнее. Такие порядки важны в любом возрасте. Позвольте ребенку самому определить, что для него нужно и важно, уважайте это решение и старайтесь помогать в выполнении таких ритуалов.
  5. Следите за физиологическим здоровьем ребенка. Стрессоустойчивость — это про здоровье, ведь только у здорового человека есть ресурсы справляться со стрессом. Голод, недостаток сна, шум, жажда, кислородное голодание, состояние болезни — все это напрямую влияет на способность организма противостоять стрессу, и, конечно, не в пользу организма. Ни о какой стрессоустойчивости не идет речь, когда ребенок голоден, хочет спать, ему холодно или горло болит.

Как помочь ребенку в стрессовой ситуации

Что делать, если стрессовая ситуация уже произошла? Главное правило — принимать ребенка и его чувства. Проживать любую травмирующую ситуацию всегда помогают техники арт-терапии. Например, рисование, работа с кинетическим песком, лепка, музыка, работа с голосом. Предложите ребенку нарисовать себя и свои переживания, а затем изменить что-то в рисунке так, чтобы он стал ресурсным. Например, если ребенок нарисовал себя под дождем, можно предложить ему что-то дорисовать, чтобы ему стало комфортно, например, зонт, крышу, дождевик.

Важно учить ребенка осознавать свои чувства. Для этого здорово подойдет следующее упражнение: нарисуйте большое облако и предложите заполнить его ситуациями, в которых ребенок чувствует себя плохо, и описать их. Главное — проговорить и обозначить чувства.

И запомните: ребенок во всем старается подражать своим родителям и невольно повторяет их опыт, включая опыт ошибок. Чтобы помочь сыну или дочери, всегда нужно сначала помочь себе. Работайте над собой. Учитесь принимать своего ребенка настоящим. Не создавате стрессовых ситуаций дома, чтобы семья всегда была для него укрытием и убежищем, безопасной зоной, своеобразным ресурсом для развития, в том числе и развития стрессоустойчивости, которая в современном мире просто необходима.