Александра Нестеренко: «Школа научила не обманывать. Для меня теперь лгать — преступление»
Інтерв’ю Як мене мама в школу збирала Освіта Спецпроект

Александра Нестеренко: «Школа научила не обманывать. Для меня теперь лгать — преступление»

Знакомьтесь, это Саша Нестеренко. Человек, который в этом году поведёт в школу троих детей. У неё в шкафу запас канцтоваров на случай ядерной атаки. Она знает размер идеальной линейки и, возможно, даже ее химический состав. Какой должна быть тетрадь, папка, ручка. Но самое главное, она знает, что говорить детям об этой самой школе. Мы всегда знали, что Саша — немного супер-человек. Теперь свято в это верим.

О школьных воспоминаниях

Я часто переходила из одной школы в другую, что вызывало сложности в общении: приходила в готовый коллектив и сложно было найти друзей. Школу меняла, потому что моя семья переезжала или родители выбирали школу сильнее.

При этом, я очень любила учиться, особенно мне нравилась математика. Всегда ждала, когда будет контрольная или олимпиада по этому предмету. В девятом классе перевели меня в школу-лабораторию. В ней работали заслуженные педагоги Украины, которые в дальнейшем гарантировали, что ученики поступят в педагогический университет. Поэтому не удивительно, что я стала учителем математики. Но вышло так, что последние 12 лет я занимаюсь воспитанием своих собственных детей.

Очень любила первый класс: первые учителя, первые подружки. Это все хорошо помню, а потом, как в тумане, выпускной уже. Я была отличницей с первого класса. Родители строгие, заставляли меня учиться. Да мне и самой это нравилось. Если бывало дома скучно – брала математический сборник “Сканави” и решала по нему примеры и задачи, так я себя развлекала.

DSC_0184

Некоторые события из школы я помню, как сейчас. В первом классе, когда все ребята и учительница вышли на перемену, подружка меня подговорила поставить одной однокласснице двойку в дневник. Я сначала отказывалась, но потом согласилась. Так она хотела ей за что-то отомстить. Она поставила двойку, а я попробовала подделать подпись. Девочка пришла перед уроком, увидела двойку и расплакалась. Учительница сразу поняла, что кто-то ее нарисовал. Попросила у всего класса, чтобы признались, кто это сделал. Я все смотрела на подругу и ждала, что она встанет из-за парты, не хотела ее подставлять. Потом учительница сказала, что значит никто из детей не пойдет домой после уроков, пока виновник не признается.

Это было страшно для первоклассницы. Мне стало стыдно, что из-за нашего глупого поступка пострадает весь класс и тогда я призналась в содеянном. Правда сказала, что сделала это сама. После в школу вызвали мою маму.  Я очень переживала, но ничего страшного не случилось. Но этот урок запал мне в душу, из-за чьего-то обмана могут пострадать невиновные. До сих пор я не люблю людей, которые врут, для меня это как преступление. Вот такой получился запоминающийся урок в первом классе.

DSC_0194

О платье с белым кружевным передником

Мне нравилась форма — были коричневые платья, юбка могла быть гладкой или плиссированной. У меня была плиссированная. Покупали перед школой всегда два передника. Один чёрный, более простой. И белый — из более нарядной тонкой ткани. Мама пришивала на платье воротнички и манжеты. Всю неделю я их носила, на выходных снимала, мама их стирала, гладила и назад пришивала. Они были разные: узкие, широкие, кружевные. Это моя любимая часть школьной формы.

Потом форму отменили и все начали ходить в любой одежде. Моя семья была небогатой, и я ходила в обычных серых колготках, лосинах, шерстяных штанах. Все стали слишком разные: некоторые девочки ходили в красивых вещах, а я выглядела более скромно.

О том, что хранилось в рюкзаке

Помню один прямоугольный, классический ранец. Кожаный. Он не был красивый. Тогда не спрашивали, какой ранец хочешь. Мы не выбирали. Какой дали, с таким и ходили в школу. Мне он напоминал чебурашку, может, по цвету. Обязательно в рюкзак я положила бы большой блокнот, возможно, с ключиком и красивую ручку. Мне всегда хотелось в школе рисовать, но не было на чем: рисовала на парте или обложке. Потом ластиком стирала. Зато сейчас у меня блокнотов много: возле кровати, на кухне, в сумочке. Все свои идеи для блога туда записываю.

DSC_0206

Что в семье рассказывают о школе

В нашей семье оценки — не главное. Оценки нужны учителям для проверки своего уровня и для понимания, где он неправильно рассказал что-то детям, какую тему стоит повторить. Не ругаю детей, если что-то не понимают, объясняю и затем делаем упражнения на закрепление.

Школу не стоит бояться. Говорю детям, что — это всего лишь промежуток, обязательный этап в жизни. Но не перекладываю на учителей ответственность за воспитание и развитие своих детей. Школаэто маленькая дополнительная помощь родителям.

Дети не могут сказать, что им нравится школа. Нравится сама дорога в школу, нравится встречать по дороге друзей, общаться с ними, а учиться, говорят, скучно. Я с каждым ребёнком уроки делаю до четвёртого класса, нахожусь рядом, проверяю, подбадриваю. А потом они уже делают сами и редко нуждаются в моей помощи, разве что творческое задание интересно выполнить вместе. Двух старших детей сейчас мы перевели в более сильную школу.

У меня три школьника в этом году. Не могу справится со всем безупречно. Не считаю себя идеальной мамой. Могу перепутать учебники, кому-то не положить обед или тетрадь. Но так они учатся быть самостоятельными. Знают, что у мамы много задач.

DSC_1002

Лайфхак от многодетной мамы: как собрать ребенка в школу

В начале года покупаю очень много канцелярии: простых карандашей, цветных, красок, пластилина, кисточек, точилок, стирательных резинок. Всегда с запасом. В первый месяц многое теряется, многим меняются. У меня все лежит в шкафу в 5-ти, 10-ти кратном размере. К примеру, утром дочь говорит: “Мама мне сегодня нужна гуашь, а моя закончилась”, и я сразу ей даю новую.

Я все покупаю сама. Дети выбирают тетрадку по красивой обложке, а важно, чтобы хорошо было видно линии на белой гладкой бумаге. Ручки самые удобные – масляные, они легко пишут и не оставляют пробелов. Ластики беру не ароматизированные, простые, белые. Чем меньше рисунков, тем лучше для ластика. Знаю, что линейка должна помещаться в пенал. Самая удобная деревянная, 20-25 см. Она не размазывает ручку и карандаш, когда перемещаешь ее по тетрадке. Важно, чтобы в рюкзаке не было массивных вещей, что добавляют вес. Пенал тонкий, на змейке. Папка для тетрадей или для труда не картонная, а тоже тонкая на змейке.

Все дети уникальны. Раньше мама приводит ребенка утром в школу, увидит его потом только вечером и не знает, что с ним происходит весь день. Может  только догадываться, надеяться, что все хорошо: ключи не потерял, обед съел, уроки сделал. У детей были свои тайны. Сейчас благодаря интернету и соцсетям, дети под большим контролем. Мама видит компанию ребёнка, друзей, интересы, геолокацию. Дети и родители более близки. Им ничего не нужно скрывать, они более открыты.

Некоторые классы пытаются добавить все в Viber группы. Не люблю такой вариант общения. Кажется, там сидят мамы, которым нечем заняться, извините. Мне удобно смотреть все важное в дневнике: когда нужно оплатить экскурсию, прийти на родительское собрание, читать там замечания или похвалу учителя.

Эми о школе

Не хочу идти в школу. Там, мне кажется, будет скучно. Мама говорит, что я там научусь писать, считать, писать, петь, рисовать и найду новых друзей. Я бы брала в школу с собой любимого пупсика.

Локация: магазин “Носорог” по адресу: улица Ярославская, 15/23, Киев. 
Салон красоты The Brush
Фото: Ева Сироткина