Партнерський матеріал
Лена Борисова: «Мы объясняем детям, что гаджеты — это работа, которая приносит нам деньги"
Планшет — умный помощник современных родителей, а не способ «откупиться от ребенка. Ведь гаджеты можно использовать не только для развлечений, но и для учебы, развития и творчества.

Мы попросили успешного ресторатора и маму четверых детей Лену Борисову протестировать новый iPad вместе с семьей. Мы встретились с Леной и ее старшей дочкой Катей для того, чтобы поделиться впечатлениями от гаджета, а также обсудить темы, которые волнуют всех работающих родителей: распорядок дня, образование, качество проведенного вместе времени и цифровую безопасность детей.

О личном примере
и «НЕвоспитании» детей
Мы не можем воспитывать детей. Только личным примером мы можем показывать, как нужно и как нет.

Взрослые не могут рассказывать о вреде курения или алкоголя, если при этом курят и пьют крепкие напитки при детях. Мы можем объяснить, какой вред это приносит организму, но не осуждаем, не прячемся, говорим о том, что в определенном возрасте у детей всегда будет выбор.

Личным примером мы показываем: обязательно нужно иметь любимое дело, заниматься тем, что приносит тебе удовольствие.

Наш успех мы измеряем деньгами: если ты успешный и публичный человек, это всегда переходит в монетизацию. Если ты прилагаешь усилия, ты должен получать за них вознаграждение.


О планировании в семье
Нашей жизнью управляет или система, или хаос. Я — человек-система: у меня все расписано, а наш семейный график спланирован до апреля будущего года.

Сама я — кандидат в мастера спорта по легкой атлетике, занималась ею 10 лет, поэтому режим со мной с детства.
Для меня это не наказание, а спасение: только запланировав свою жизнь, ты можешь жить спокойно, гармонично и без выгорания.

Для планирования мне удобнее всего использовать онлайн-инструменты: люблю заметки, календарь. Для работы у меня есть приложение для контроля рабочих процессов и постановки задач, а также личный список задач на телефоне.
О распорядке дня
Мой ежедневный график начинается в шесть утра: даже когда есть время поспать подольше, организм все равно просыпается. Готовлю завтрак для семьи, медитирую, привожу себя в порядок.
В семь часов начинаю будить детей: сад и школа начинаются в разное время, поэтому я могу побыть с каждым из них.

В 8:30 выхожу из дому и до обеда занимаюсь тем, что меня наполняет: йога, психолог, спорт, изучение языков, косметолог.

Время с 13 до 19 посвящаю работе. Потом еду домой или забираю детей из секций. В восемь вечера мы уже дома, я уделяю время каждому ребенку, купаю их, укладываю спать.
О принципах образования детей


Мне очень близки правила и методики Марии Монтессори. Ее главный месседж — мы готовим людей не к школе, а к жизни.

Мы с Димой стараемся максимально помочь детям что-то сделать, но не выполняем это за них: нам важно привить самостоятельность. Поэтому я искала детские сады с подобными ценностями и методиками. Старшая дочка Катя учится в государственной школе — Академии искусств на Оболони. С раннего детства она проявляла себя в творчестве, поэтому ей очень нравится.

О спорте в жизни детей
Каждый член семьи должен быть здоровым и счастливым — это главная миссия нашей семьи. Мы все выполняем наши правила, поэтому спорт обязателен.
Занятия я выбираю по навыкам и способностям наших детей. Что касается спорта, стараюсь найти секцию недалеко от дома. Сначала предоставляю выбор секции ребенку. Если он не может, тогда определяю сама: в каком виде спорта ему будет более комфортно — командном или одиночном, нужны ли ему социализация и много детей или же просто наставник.
Дети постоянно пробуют что-то новое. Катя была уже, наверное, во всех возможных секциях, но в каждой из них — не более полугода. Уход друга или подруги, смена тренера — мы не заставляем детей заниматься спортом через силу и не покупаем им профессиональное снаряжение.
О детях в цифровом мире
Мы — семья anti-digital, но все хорошо без фанатизма. Мы не можем бороться с ветряными мельницами. Мы строго регламентируем время для гаджетов: час утром и час вечером, чуть больше — на выходных или на каникулах. У нас даже нет потребности в приложении контроля экранного времени. Звенит будильник — дети откладывают девайсы в сторону.

Конечно, во время путешествий на самолете мы позволяем детям использовать гаджеты дольше — это мой компромисс с совестью, ведь мне так удобнее. Но я всегда стараюсь поддерживать эту грань в балансе.

Другая сторона гаджетов — дети не знают, как вести себя в реальной жизни. Мы объясняем им, что наши девайсы — это работа, которая приносит нам деньги. Они не могут заменить нам жизнь: мы хотим наслаждаться ею в полном объеме, быть счастливыми и здоровыми.
О цифровой безопасности
Мы обсуждаем с детьми вопросы цифровой безопасности. С Катей говорим об этом постоянно.

О том, что есть мошенники, есть разные ситуации, разные люди, которые могут использовать личную информацию против тебя, игры, которые могут привести к печальным последствиям.
О приложениях для детей
У старшей дочки есть телефон. Катя купила его себе сама, работая в ресторане «Барсук» с пяти лет. Она использует его только дома. В нем есть обучающие программы для изучения языков с преподавателем.
У Кати нет аккаунтов в соцсетях, но она есть в Tik Tok — эта программа позволяет ей выражать себя творчески. Кроме того, она использует шагомер и подобные спортивные приложения.
Младшие дети любят развивающие приложения, учат английский. У нас с Димой есть iPad, на котором мы работаем. Иногда разрешаем младшим детям пользоваться им.

В нашей семье iPad — не просто игрушка для детей с огромным количеством всевозможных приложений, способ занять их на время, но и классный инструмент для обучения: и маленьких, и взрослых.
У Кати нет аккаунтов в соцсетях, но она есть в Tik Tok — эта программа позволяет ей выражать себя творчески.
Удобно, что новая версия iPad может быть полноценной заменой ноутбука для школьника: smart Keyboard превращает iPad в один из самых легких и быстрых «ноутбуков».

В iPad есть функция дополненной реальности AR. Она развивает визуально-пространственное мышление: ребенок лучше понимает основы геометрии, осознает объем фигур и то, как устроена перспектива.



Классно, что можно также использовать Pencil. Девайс отлично дополняет iPad, с его помощью удобно рисовать и делать заметки.

В сервисе Apple Arcade можно найти много хороших и интересных игр. Если их правильно подобрать по возрасту и интересам ребенка, то можно развить коммуникативные навыки и умение работать в команде.