Журналист, автор проекта “Бизнес в декрете”, мама малышки Киры, Ирина Порецкая рассказывает о том, как она решила вести свой блог, какие темы для нее важны, как заработать блогеру и почему постоянно нужно учиться.
О создании блога
Свой блог я никогда б не решилась, если б не продала магазин hotmam.com.ua. Продала его во время беременности, но оставила за собой проект «Бизнес в декрете». Это проект задумывала для продвижения магазина, он помогал продавать. Бизнес в декрете – о женщинах, которые во время материнства, с детьми на руках, смогли из хобби открыть свое дело и построить бизнес.
Во время своего декрета я хотела возобновить проект, пока не построю новый бизнес. Нужна была площадка. Купила и зарегистрировала домен poretskaya.com. Другие названия для блога рассматривала, но раздумья затянулись. Поэтому, как журналист подписывает статью своей фамилией, я пишу просто от своего имени. Домен купила, родила малышку, и потом в первые два месяца после родов сделала дизайн, создала рубрики, перенесла проект “Бизнес в декрете”, причесала сайт. Сейчас ему нужны изменения, сделаю.
Думала, буду много писать о своем материнстве. Но как-то не складывается. Летали в Египет с трехмесячной Кирой – написала детальную статью, участвовала в фитнес-эксперименте – написала лонгрид. Старалась выложить максимально полезную информацию. Наверное, если переживу еще какой-то супер интересный опыт и захочу им поделиться – тогда напишу. А писать о выборе подгузников или одежды врядли буду.
Поэтому сейчас основа блога – это интервью “Бизнес в декрете”. Также будет рубрика “Книги”, которые меня вдохновили и полезности из них. И еще одна “Пока без названия” – более конструктивно о процессе бизнеса, тоже серия интервью.
Как видишь, я зацикливаюсь на интервью. Мне нравится общаться с людьми, задавать вопросы и слышать ответы, помогать своими статьями реальным людям. Если “Бизнес в декрете” больше о “вдохновлять”, то новая рубрика больше о “как?” Получаю фидбек от женщин и вопросы в личку о бизнесе, и вижу, что работа моя нужна. Это – самое важное.
Поэтому я скорее журналист, чем блогер. Интервью – это мое любимое и главное. Украинский Ларри Кинг, да? :)
О читателях блога
Мои читатели – те, кому интересны темы бизнеса и немного материнства. Люди, которые готовы потратить время на чтение длинного, но полезного текста. Мамы, ищущие подсказок и вдохновения. Мои статьи сохраняют в Pocket – это значит, что к ним хотят вернуться.
Я бы хотела увеличить аудиторию своих читателей. Но опять же, мне приятно слышать “Классная статья, спасибо”, но кажется, я не готова вступать в дискуссию о темах материнства и детей, делиться всеми достижениями ребенка… Это ж не мои заслуги, а ребенка. Я рада рассказать что-то смешное или задать вопрос, но не более того. К тому же, сейчас кажется, что плюс-минус у всех мам возникает пресыщение информацией о детях, и хочется голову загрузить чем-то отдаленным – этим и занимаюсь. То есть, быть типичной мамой-блогером у меня не получается :)
Но на самом деле, слово “полезный” на моем сайте – это ремарка лично для меня. По ней фильтрую, стоит или не стоит публиковать какой-то свой материал. Многие так и пролетают мимо блога в корзину.
Понятие “блогер” для меня неоднозначное. Как и “лидер мнений”. Понимаю, что блогер – тот, кто делится своим опытом, создает уникальный авторский контент и рассказывает об этом на своем ресурсе. Но есть люди, которые просто живут, создают свое дело, крутые профессионалы в какой-то сфере, и у них много подписчиков в соцсетях. По факту, они – не блогеры, но намного интересней многих названных блогеров или лидеров мнений. Вот лично мне ближе второй вариант “блогерства” – делиться полезной информацией. Поэтому однажды друг назвал меня “полезным блогером”, вот так я себя в шутку и подписала.
Сейчас блог для меня – это способ реализовать себя и быть полезной людям
Популярными оказываются интервью, например хорошо читаемая история Галины Шостак об открытии детских садов, история Леры Бородины, основателя Oh My Look . После публикации, за два дня ее прочли более 8000 человек. Статья про поездку в Египет с трехмесячной малышкой оказалась полезной: кто сомневался — ехать или нет, задавали вопросы в личке, и я их вдохновила на поездку, статью перепостили многие туроператоры. Что меня безумно удивило – тест-драйв услуги “Кофе-Няня” оказался мега-успешным. Это была не реклама, я сама проверила услугу и просто написала мнение. После чего статья разлетелась, а с кофе-няней теперь у нас любовь.
Это подтверждает мысль, в которую я очень верю: нужен качественный контент, его мало и я могу его дать людям.
О продвижении блога
По статистике блога, 70% читателей приходят из социальных сетей. Остальные – из органического поиска, реферальных ссылок и источников. Потому я и делаю сейчас ставку на анонсы в Facebook. Сама сеть мне близка, ее понимаю, потому в ней и работаю.
Недавно посетила мастер-класс про работу в Instagram, после которого завела свою страничку там. И некоторые статьи также анонсирую.
На сайте у меня есть SEO-блок, который я качественно заполняю, чтобы сразу правильно работало продвижение в поисковиках. Прописываю теги, ключевые слова статьи.
Также я пару статей, например, о своем фитнес-эксперименте, который мы проводили вместе с Promum, публиковала в группе Mamas в Facebook. Если я вижу, что опубликовать где-то пост, или поставить в комментариях ссылку на мою статью будет уместно, где она действительно ответит на вопросы – могу это сделать.
Пока что – это все, что я успеваю делать с блогом. Но составила mindmap необходимых дополнений в своем блоге и, работаю в этом направлении. Планирую составить аналогичную карту по продвижению блога, площадкам и т.д., и тоже поделюсь ею.
В идеале, блог – это хобби, которое приносит прибыль
Темы продумываю заранее, по-другому просто не умею. Тем более, что я завишу от времени и возможностей других людей :) Хотя бывают и спонтанные посты, от души, написанные во время ночных кормлений или когда уже состояние “не могу не написать”. Например, я прочла информацию о разных подходах к детям в первый год жизни, и вот вывод, к которому пришла – “ни одна методика воспитания не работает на 100%” . Эта статья была криком души, правда. Но если речь об интервью – качественная работа, с подготовкой, вопросами, редактированием материала.
Из помощников у меня есть только муж. Техническая сторона сайта для меня бывает сложной, хоть он и на WordPress, который интуитивно очень понятный. Но могу биться сутками и не добиться эффекта с какими-то нюансами, а он хоп-хоп и разобрался за полчаса.
Как можно заработать на блоге
Надо наработать аудиторию – количество читателей – чтобы работать с партнерами, рекламодателями. К сожалению, для блогера – это самый первоочередный способ заработка. К счастью, он сейчас воспринимается позитивно компаниями, потому можно найти партнеров. Единственное, что мне не нравится: каждый оценивает себя цифрами с потолка, и многие делают откровенно заказные материалы, прикрывая это своим контентом. Некрасиво.
Есть ресурс Publicfast, который оценивает твою страницу в соцсети по своему алгоритму и определяет стоимость поста у тебя. Вот я ориентируюсь на эту цифру, когда ко мне обращаются за рекламой. Но и подход к рекламе у меня своеобразный.
Я бы хотела, чтоб реклама обозначалась нужной буквой «Р» – и это считаю нормой и честным по отношению ко всем.
Но на это пока никто из потенциальных рекламодателей не согласился :) Потому сейчас мне платят за анонс мероприятий в группе Facebook, а также как автору-журналисту некоторых статей в блоге. И зарабатываю как журналист в других проектах.
Самый крутой способ монетизации блогерской деятельности – это создать свой продукт и его продавать. Например, фитнес-блогеры создают линии одежды, спортивное питание, планы тренировок и т.д. Как по мне, отличный способ монетизации, честный.
Кого из других блогеров читаю
Читаю блог texterra.ru, Сета Година (маркетинг), Остина Клеона (писательское дело), Елизавету Бабанову (развитие), Ицхака Пинтосевича (развитие, вдохновение), MammyClub (что происходит с малышом в первый год жизни), Дарию Маринич (вдохновение, вкусно о путешествиях и еде), Юлию Черницкую (стимул заниматься собой), Юлию Бевзенко (интересно о Киеве и не только), Маргариту Мурадову (о стиле). Вообще блогеров читаю много. Но больше читаю книги.
О планах на будущее
Мечтаю написать книгу, основываясь на уже проделанной работе. Она уже почти написана в голове, но пока не хватает решительности. Так же в планах – научиться выделять время и эффективно работать над блогом, историями. Я в них очень верю. Особенно после того, как меня в личных сообщениях просят писать еще и еще, подсказывают и помогают. Но главное научиться еще и продвигать блог, сделать так, чтобы больше людей узнавали о нем и моем проекте. Так я смогу принести больше пользы.
Что не стоит делать блогеру?
Не врать. Не подражать успешным блогерам, которые нравятся, но пишут не о твоей теме. Не тянуть и не сомневаться, когда хочешь сделать. Лучше сделать и понять, что это – не твое, чем не попробовать.
Где брать время на блогинг?
Недавно я утвердилась во мнении, что нам дается ребенок, который показывает и прокачивает наши слабости, улучшая тем самым нас. Например, мне катастрофически нужно личное пространство, побыть одной хотя бы полчаса в день. Чем старше становится Кира, тем сложнее это время найти. И тем больше усилий приходится прикладывать к воспитанию себя.
Сейчас я уверенна, что у меня есть столько времени, сколько нужно для совершения всех самых важных дел.
Тысячи дел я не успеваю, откладываю-перекладываю. Рано или поздно они оказываются вообще не нужными. Но самое важное всегда успеешь.
Раньше я думала, что буду оставлять Киру на нянь, спокойно работая. Физически по ряду причин это не получается. И это тоже меня “прокачивает”. Конечно, я иногда впадаю в состояние дерганного зомби. Но кажется, с появлением малышки я становлюсь лучше и больше себе самой нравлюсь.
Ну и банальное, чтобы что-то успевать, надо составить план на месяц и неделю, четко планировать встречи, подстраивая их под режим ребенка, учиться делегировать и нанимать няню на короткие промежутки времени. Да, приходится вертеться и подстраиваться, но наверное, так теперь и будет.
Главное – научиться сохранять спокойствие и давать себе вовремя отдохнуть. Мамы, отдыхайте, когда только можете! Тогда и время с детьми, и время с мужем, и время за работой будет намного продуктивнее.