Как научить ребенка рисовать. Секретные материалы
Думки Розвиток

Как научить ребенка рисовать. Секретные материалы

Простые, но очень практичные советы от профессионального иллюстратора Светланы Дорошевой.  О простых и действенных методах обучения она рассказывает на собственном примере. Вернее,на примере сына Адама.  Он в свои три года реалистично рисует животных, рисует автопортреты и подпись ставит на всех рисунках. Повторяет за китайцами. Видел в мультике. Так что, мамы малышей, берите на заметку советы художницы и готовьтесь “грабить” художественный магазин.

Все самое лучшее

Купите ребёнку хорошие, недетские материалы. Мои дети рисуют моими, то есть профессиональными. Исключение – бумага, она все-таки слишком дорогая для 100 листов с зелёными слонами. Но все равно я покупаю им плотную хорошую бумагу, а не то, что кладут в “детские альбомы”.

Young girl with painted hands and face

Список материалов

  • Бумага около а3
  • Кисти. Круглые и плоские, толстые для больших плоскостей и тонкие для деталей. Не надо прямо супер-профессиональных беличьих и колонковых, но и ни в коем случае не те, что идут в наборах с детскими красками, у которых все во все стороны торчит.
  • Краски. Акварель, желательно ленинградская, да-да. Лучше пусть будет цветов по минимуму, но лучше мало хорошей акварели, чем много плохой. Гуашь в больших банках любая.
  • Фломастеры. Если ребёнок любит, само собой.
  • Ритуалы. Если в доме кто-то рисует, купите ребёнку все то же самое – мольберт, холст, этюдник. Это ритуальная вещь. Если нет, специально ничего такого не надо. Но научите его мыть кисти и палитру после работы. Точить карандаши перед. Дети это все очень любят. Вместе выбирайте натуру  до начала рисования.

Совместное творчество

Сначала дети сами толком рисовать не смогут. Вам надо с ними много раз показать-рассказать, но не особо при этом лезть с “не так, вот так”. Надо взять любимый сюжет ребёнка  и на нем показать, как работают кисти и краски. Руками ребёнка. Это не мастер-класс, он не будет, замерев, смотреть, как кто-то рисует. Максимум  пару линий и дальше “а теперь ты попробуй”.

13062978_970436769708610_4436422152050142256_o

Что показывать:

  • как растекается краска, если сначала (несильно) смочить бумагу
  • как смешивается краска, если, скажем, поверх невысохшего желтого зафигачить немного красным. Вообще как смешиваются краски. Первый раз это – магия. Что желтый и синий дают зеленый. Что голубой и красный – фиолетовый. Ну и так далее.
  • как работают кисти (плоская – полоски, окна домов, любые прямоугольники. Круглая – что угодно. Отдельно показывать не надо, по одному приему за раз, если рисунок “просит”. Полоски тигру или дома – проще всего плоской кистью, а волосы, скажем – почти сухой кисточкой, а краски побольше.
  • похоже рисовать не надо, надо рисовать как попало. Если боитесь, посмотрите в гуглимиджах ключевое слово, добавив “illustration” или “simple illustration” (например “race car simple illustration”) и рисуйте примерно.

Покажите трюки

Это возбуждает даже самых “нерисующих детей”.

children-painting

  • Посыпьте мокрую акварель солью, лучше крупной. Когда высохнет, стряхнуть рукой – будет звездное небо (картинку прилагаю, автор – Адам)
  • поверх любой темной краски побрызгать белилами пальцем с зубной щетки. Будет снег или звезды. Или не белилами и не поверх темной. Будет салют, фонтан, дождь, просто брызги и тд.
  • приложить к мокрой акварели пищевую плёнку (покомканную слегка). Снять, когда высохнет – будет эффект льда или воды с бликами (на той же картинке Адама виден этот эффект – вся нижняя часть)
  • раздуть насосом (или своими силами) капли туши, чтоб были “деревья и кусты” или додумать потом, на что похоже
  • накапать тушью на лист какие-то пятна или густо наляпать красками,и пока не высохло, приложить другой лист, крепко прижать, разнять. Дорисовывать к получившимся отпечаткам, смотря, на что похоже
  • рисовать с натуры. Не важно, что никто не умеет. Ребенку немного надо. Просто можно научить самому принципу. Типа, смотри – у меня же нос под глазами, а рот под носом. А где мои уши – видал?! Прямо вот смотри на меня, у меня тут все как тебе надо. Потом можно игрушку (любимого динозавра).
    Надо понимать, что ребенок, вообще говоря, без понятия, что ноги не растут из шеи. Поэтому “с натуры” – имеется в виду не “похоже”, а вообще научить ребенка обращать внимание, куда смотреть – видишь, откуда у динозавра ноги? Видишь, в какую сторону сгибается моя рука? А то, что он их непохоже нарисует штук 8 на одном человеке – не важно.
  • Все это не за один и не за два раза. В разных рисунках, в разные дни, как получится, по чуть-чуть. Скажем, Адаму я показывала то то, то это, в зависимости от того, что он рисует, в течение года. Во-первых, он маленький, быстро устает именно от “обучения”, а во-вторых, не так уж часто мы обкладываемся прям красками-тряпками-кистями. Чаще он сам что-то ваяет фломастерами.

mom and kid boy paint together at home

Нельзя лезть к ребенку с психологией.

Скажем, он нарисовал друзей из садика и закрашивает им лица черным. Пусть закрашивает. Нарисовал “мою семью” красной краской с лицами зомби на фоне черного-пречерного дома на курьих ножках? Ничего за этим не стоит. Не надо его учить, что лица белые или там бежевые. Рисует триста-пятьдесят-восьмой черный трактор или красного ниндзю? Нарисовал маму толстую-лысую-красноглазую-голую-чёрную? Пусть. “Художник всегда прав” (с). Вы старались, рисовали с ним, а он в конце закрасил все коричневым? Так надо. Оставьте его в покое.

Шедевром станет каждый пятисотый лист.

Смиритесь с самоповторами.

Это как с мультиками. Ребенок будет рисовать тигра, динозавра или что ему там понравилось днями. Одинаково. Каждый раз изводя по много листов, бросая на разной степени законченности. Кстати, у взрослых и состоявшихся художников – та же фигня. Триста морских пейзажей, триста фей, триста летающих людей и коз, и так далее. Это нормально.

Хвалить не в общем, а конкретно.

Это известно, но на всякий случай.  Общие восторги не запрещены, но конкретика подчеркивает именно новые навыки.

Не “хороший рисунок”, а “клево ты научился делать полоски плоской кисточкой, я смотрю, ты тут ее повернул даже, чтоб линия тоньше стала” или “круто получилось, как красный переходит в желтый вот тут”.

Тоже известно, но все же. Не хвалить все подряд. Дети не глупые и не слепые – сами видят, когда круто, а когда фигня какая-то выходит. Бывает, ребенок и сам расстроен. Типа старался в начале, а потом затмение нашло. Адам часто приходит печальный-припечальный с истерзанным до дырок листом (плотным, как мы помним) и говорит: Смотри, я сделал “кишкуш-балабуш” (каки-маляки на иврите). Не пытаться спасти, не хвалить отдельные участки, вообще не разводить никаких соплей. Не особо утешать. Максимум “ты устал, бывает”. Обычно просто говорю: “Ну и ладно, я тоже много рисунков попортила. В следующий раз сделаешь лучше”.

North-Texas-Family-Photographer-Paint-Session-Lake-Grapevine-by-Rachel-Meagan-Photography-16

Если хочется что-то подсказать, лучше делать это с сомнением

Типа “ты не помнишь, какого цвета леопард? Мне кажется, что желтый, но точно не помню. Ты уверен, что он зеленый?” Смиритесь с тем, что он может-таки оказаться зеленым и все тут.

Не надо регулярно

По моим наблюдениям, дети рисуют припадками, как, впрочем, и все, что они делают. Могут три недели безотрывно изводить бумагу, а потом вообще не вспоминать два месяца. Ну и ладно.  Как попало – самое то. Не наседать, не предлагать часто, не расстраиваться, что накупили всего, а он – ни в какую. Будут еще зимние вечера.

Все вышеперечисленные нежности нужны не потому что “иначе вы убьете в ребенке творчество” или что там пишут психологи. Дети не такие уж и хрупкие. Просто иначе они быстро теряют интерес.