Многие родители считают, что знакомить ребенка с театром не стоит рано, опасаясь, что малыш не высидит, ему будет скучно. Но это мнение зачастую ошибочно и вредно. Давайте разбираться, почему.
Педагог, редактор журнала “Мир детства и чудес”, режиссер театра и эстрады, художественный руководитель киевского благотворительного театра “Місто сонця” и мама двоих детей Наталия Грабовская расскажет о том, с чего начинать поход в театр, как подготовить малыша и как выбрать спектакль по возрасту.
Театр, безусловно, стоит в ряду любимых детьми развлечений. Но развлечений особого рода: он связан с серьезной внутренней работой ребенка. Информация, которую малыш получает во время спектакля, является не только развлекательной, но и познавательной, направленной на развитие интеллектуальной сферы. В театре ребенок учиться переживать и сопереживать, что невероятно важно для его эмоциональной сферы, ведь в этот момент напряжены все его чувства! Эмоциональное напряжение (взрослые прекрасно знают это по себе) иной раз может утомить еще больше физического.
Тем не менее, прожитые чувства во время пережитого спектакля являются катализатором для творческой энергии, фантазии и воображения ребенка, а также – хорошей коммуникативной школой понимания людей и их взаимоотношений. Выражение «школа чувств» – вовсе не абстракция. Чувствовать, испытывать эмоции и распознавать эти эмоции у других – этому необходимо учиться также, как и читать, например. Только это гораздо труднее.
Когда Ваш ребенок собирается в театр, Вы должны хорошо представлять, что его ожидает. Существует несколько правил, которым хорошо было бы следовать, чтобы результаты похода оказались максимально действенными:
1. Помните, что никакие коллективные посещения театра не заменят вашему ребенку спектакль, просмотренный вместе с родителями. Ему необходимо, чтобы вы участвовали в его переживаниях, разделили их со своим малышом!
2. Никогда не ходите с маленьким ребенком на спектакль, о котором вы не имеете никакой информации. Детские представления могут оказаться неполезными или неинтересными тематически или в силу возрастных особенностей. Например, если ребенок-подросток уже способен оценить игру актеров, постановку, режиссерские находки и для него посещение даже не слишком удачного спектакля может оказаться пищей для ума, то у дошкольника все по-другому. Он не аналитик. Он погружается в происходящее на сцене как участник. Отпечатывание формы у него происходит бессознательно. Если он не понимает или не чувствует происходящего на сцене, его раз и навсегда может отвратить от театра (как это часто, кстати, бывает). Ну и, кроме того, одна из ваших главных задач – формировать у ребенка эстетический вкус.
3. Не ведите в театр переутомленного или плохо чувствующего себя ребенка. Эффект будет нулевой, если не отрицательный.
4. Старайтесь покупать хорошие билеты – на места, откуда ребенку всё будет видно и слышно. Если такой возможности нет – лучше отказаться на этот раз от похода. До галерки надо дорасти. Ребенок должен иметь возможность сосредоточиться на действии. Это и так серьезная работа. Он не может излишне напрягать органы чувств. Это ведет к быстрому утомлению и потере внимания.
5. Старайтесь выходить из дому заранее, чтобы не нестись в театр, как на пожар. Иначе страх опоздать будет главной эмоцией, связанной с вашим культурным мероприятием.
6. Было бы замечательно иметь в гардеробе ребенка специальное, театральное платье или костюм, театральные туфли для девочки. Все-таки поход в театр – это, если не праздник, то точно событие особенное.
7. Решите для себя раз и навсегда проблему еды в театре. Имеет смысл воспользоваться театральным буфетом, только если нет большой очереди, и вам не придется выстаивать там до третьего звонка, а потом, давясь бутербродами, опаздывать на спектакль. Лучше взять те же бутерброды из дома и без спешки съесть их за буфетным столиком. Но ни в коем случае не в зрительном зале. Вы же хотите, чтобы ваш ребенок был культурным зрителем? А умение определять, что в каком месте можно делать, а что нельзя – обязательный элемент культуры.
8. Точно также ребенку следует объяснить, что в театре не нужно шуметь и бегать. По очень простой причине: можно «растрясти» волшебство сказки, и ни капельки, ничуточки в тебе не останется! А ведь со сказками ребенок получает жизненные силы!
Выдумывайте, изучайте разные истории, которые помогут ребенку не просто «прийти в театр», а как будто, очутиться в волшебном, необычном мире, где все-все устроено по – другому. Например, как история об освещении… Вы же наверняка ее не знаете? Почему в театре свет гаснет не обычно, медленно – не так, как дома: раз и готово?
Раньше, когда еще не придумали электричество, везде использовали свечи: и в храмах, и во дворцах, и в театре. Представляете, сколько требовалось свечей, чтобы осветить огромный зал? А перед началом спектакля все свечи надо было потушить. И вот специальные слуги шли от свечки к свечке и накрывали их специальными колпачками – ряд за рядом, все ближе и ближе к сцене. Поэтому свет в зале гас постепенно, постепенно зрительный зал погружался в темноту, и высвеченной оказывалась одна только сцена…Театры уже давно освещаются электрическим светом, но по давней сложившейся традиции свет перед началом спектакля гаснет постепенно: так загадочней, волшебнее…
Вот такие небольшие истории помогут вам не просто сделать поход на спектакль незабываемым для ребенка, а и влюбить его в театр на всю жизнь!
С чего же лучше начать?
Деткам до трех лет однозначно подходят только кукольные спектакли, причем они разделяются по возрастным категориям, которые можно уточнить в театре: например, сказку «Колобок» можно смотреть уже с двух лет, «Красную шапочку» – с трех, а «Русалочку» – с четырех или пяти. Большую роль тут играет сложность сюжета, а также – длительность спектакля. Конечно, это не значит, что вы не можете пойти с малышом на спектакль «повзрослее», но будьте тогда готовы к тому, что ребенку может быть не интересно и трудно держать внимание.
Годам к четырем уже можно пробовать вести малыша на спектакли с настоящими актерами. Причем, спектакли лучше выбирать по тому же принципу – сперва легкие (можно музыкальные), с простым сюжетом (а еще лучше, историями, которые уже знакомы ребенку по книжкам, которые он читал с родителями), а потом уже приступать к представлениям посложнее.
После спектакля очень желательно провести беседу, чтобы у ребенка все хорошенько отложилось в памяти и разложилось по полочкам: обсудите саму историю, постановку, музыку, персонажей, их поступки и попытайтесь определить, чему вас научила эта сказка.
Приятных вам театральных впечатлений!