Почему школьные оценки – это зло
Розвиток

Почему школьные оценки – это зло

Растить не лузеров, которые бояться совершить любую ошибку, а победителей – которые знают, чего хотят от жизни.

Скажите, а вы ставите себе оценки? Какая вы мама? Жена? Дочь? А своему мужу ставите оценки? А он вам? Или вот, ужин. Вы оцениваете, насколько хороший у вас получился цыпленок? На 12 или все-таки на восьмерочку? Порядок в доме – идеально? Или только на 11, потому что до паутины в кладовке не доходят руки. И годовой балл – как справилась ваша семья на этот раз, лучше, чем в 2016?

Если сама идея кажется абсурдной, то почему мы клеймим оценками наших детей? Будешь двоечником – будешь дворником – это же мантра каждой мамы, рожденной в Союзе. Тем временем, почти все выдающиеся люди – первооткрыватели, ученые, писатели, бизнес-миллиардеры учились на три с плюсом в лучшем случае.

Большинство родителей так или иначе верят в объективность оценок.

Согласитесь, даже если вы прогрессивный родитель, даже если вы твердите без умолку «мне все равно, что ты получаешь по математике», вам приятно, когда ребенок приносит из школы высокие баллы. Это выделяет его среди других, как бы показывает, что с ним все хорошо, а значит – и с вами тоже.

Но самая большая проблема, кроется в том, что вы думаете, что хорошие оценки – это признак успешного развития. Постоянно хорошие оценки могут расслабить, а постоянно плохие оценки – убить мотивацию. Дети быстро разочаровываются. Они говорят «окей, я не могу».

Я глубоко убеждена, что школа – это место для развития и место для ошибок. Пора признать, что украинская система оценивания в том виде, в котором она существует сейчас – порождает худший страх любого ребенка – совершить ошибку.

Ребенок видит, что мама очень огорчилась из-за плохой отметки и, возможно, даже на него накричала. Он делает вывод: родителей расстраивают мои плохие оценки, значит, я не могу ошибаться. Появляется хронический страх подвести вас.

Как будто, умение решить задачу гораздо важнее, чем развитие его личности. Так занижается самооценка, появляется зависимость от чужого мнения, потребность в одобрении и страх сделать что-то не так. Такое клеймо на всю жизнь, приводит к тому, что в 30 лет наши дети начнут ходить по психотерапевтам. А ведь комплекс отличника – это комплекс нашего поколения, непринятие себя с плохой оценкой, которая была синонимом слова «неудачник».

Вы спросите – так что, нужно отменить оценки?
Нет, я так не считаю. Но считаю, что ребенок должен понимать критерии. Украинские критерии оценивания никто не менял тысячу лет. Честно говоря, на них вообще мало, кто смотрит. Предмет «чтение», к примеру, до недавнего времени оценивали по скорости чтения. Вы серьезно? Скорость? Что это даст вам в жизни?

Или вот мой сын Назар. Много лет я боролась с его плохим почерком. Потому что задача, решенная по математике, оценивалась не правильным результатом, а тем, как она оформлена. Сколько у тебя перечеркиваний, карандашом ли ты сделал подчеркивание, сколько ты отступил клеточек между классной и домашней работой.

То есть, мой ребенок с размашистым почерком, никогда не попадающий в клеточки, получал каждый раз 8 баллов вместо 12. Я кричала на него дома и заставляла переписывать задачи снова и снова, а он снова и снова плакал – мама, почему? Ведь я все правильно решил!

Логично было бы разделить оценку – за знание математики и за почерк, правда? Тогда Назар четко бы понимал, где его сильные сторон, где его слабые стороны. И над чем ему стоит поработать. Мне понадобились 4 года, чтобы это осознать.

Развитие не может идти ровно. Бывают взлеты, бывают падения, бывают промахи, бывают победы. Важны конструктивная обратная связь и умение ребенка оценивать себя.

В финской школе ученики не оцениваются в баллах до 12 лет. В начальной школе экзамены не проводятся. Каждый ученик прогрессирует в своем темпе. Родители ребенка получают информацию о нем два раза в год. В его табеле нет отметок, зато есть описание достижений ребенка. Уже в начальной школе ребенка учат самооценке, осознанию своих способностей, мобилизации своих ресурсов, чтобы добиться лучших результатов.

Автор: Наталия Тарченко, основательница первой в Украине альтернативной школы DEC life school, где оценивать детей. школа будет  вместе с родителями, вместе с тьюторами. Так чтобы вырастить не лузеров, которые бояться совершить любую ошибку, а победителей – которые знают, чего хотят от жизни.