Родительское собрание. Собирательство и охота
Важливо знати

Родительское собрание. Собирательство и охота

«Ваши дети не делают домашнее задание. Ваши дети орут на уроках и бегают на переменах. Ваши дети курят. Ваши дети матерятся при учителях. Ваши дети такие… Ваши дети сякие…».

Это все обобщенные цитаты из школьных родительских собраний. Мне как отцу троих детей немало пришлось «собираться» на подобных мероприятиях. Хотя и с неохотой.

Какое-то время казалось, что основная задача подобных учительских выступлений — вызвать у родителей чувство вины. Ведь с виноватых легче скачать деньги в фонд школы, в фонд класса, на подарки выпускникам, на подарки от выпускников и т. д. и т. п.

Потом я решил, что вряд ли педагоги затеяли столь коварный план – самим учителям от этих денег мало что перепадает. Ну, разве что потолок в классе снова побелят. Как 20 лет назад.

Потом я еще подумал – и решил, что в чем-то все же был прав. Родителей пытаются загнать в позицию виноватых. Только не «чтобы…», а «потому что…» Разницу чувствуете? «Чтобы» – это с прицелом на будущее, да еще с привкусом рационального выбора. А «потому что» — это о прошлом, причем эмоционально нагруженным.

Обобщенная Мариванна рассказывает, что ученики такие и сякие, потому что она недовольна собственной жизнью. Может быть, когда-то она и вправду любила детей, хотела учить их разумному, доброму, вечному. Маловероятно, но допустим. Главное, что сейчас она находится в позиции «я одна против них всех». Во «все они» входят завуч, директор, министры, депутаты («сволочи, себе зарплату подняли, а мне нет»), бывший муж, сосед сверху, ученики, их родители… И все они виноваты, что всё не так, как ей, Мариванне, хочется.

Помните, как у Туве Янссон заведующая детским домом Хемулиха (не слишком приятный персонаж) учила подопечных маршу «Как не по-хемульски в этом мире…»? Так что проблема, похоже, общемировая.

«А сейчас я оглашу оценки за контрольную. Авдеенко – три. Борисова – четыре. Василенко – одиннадцать. Умничка Василенко, всему классу пример. Гусаков – четыре. И, если честно, я эту четверку натянула, есть тут родители Гусакова? Донченко… родители не явились. Интересно, о чем они себе думают?» (фамилии произвольны, отвечает за них алфавит).

Слушаю – и хочется надавать учительнице… нет, не оплеух, а элементарных книжек по менеджменту, где черным по белому пишут: «Хвалить – прилюдно, ругать – тет-а-тет, иначе мотивация падает до нуля». А еще пишут, что повестку дня любого собрания нужно оглашать заранее. Двадцать первый век на дворе, SMS-рассылки, электронная почта и прочие чудеса технического прогресса…

Дело не только в мариваннах. На тех же собраниях родители ведут себя ничуть не лучше – затеют, например, получасовую дискуссию-воспоминания «а вот мы в их время… а они неуправляемые…». Или предложат: «Подарим-ка школе бюст Шевченко».

Но давайте о другом. Раз уж вспомнили менеджмент… Есть там такая технология – повторяющийся вопрос. Рекомендуют его задавать не меньше пяти раз, чтобы дойти до истины. «Нужно провести родительское собрание. – Зачем? – Чтобы рассказать родителям об успехах и проблемах их детей. – Зачем? — Чтобы дети учились лучше. — Зачем? — Чтобы…»

Я на последнем «чтобы» уперся в стену. Ибо тут может быть ответ «Чтоб Мариванне было комфортнее», но он меня не устраивает. Ее дискомфорт – ее проблемы. Может быть, «Чтобы наши дети, получив образование, смогли лучше жить?». Ага, как же. О том, что школьная программа отстала от жизни лет на 70, написаны тонны книг и статей. На родительском собрании проблему не решить.

Или все же можно попробовать? Например, года два-три назад на таком вот мероприятии довелось услышать от учительницы: «Нам пришло указание от Минобразования, мы обязаны его выполнять». Причем, кажется, даже она сама понимала, что указание – бредовое. Думаю, куда умнее было бы спросить собравшихся: «Дорогие родители, а вы не будете против, если мы похерим проигнорируем это указание Минбезобраза и вместо него займемся с детьми куда более полезными вещами, а именно…». Даже в глубоко советское время находились учителя, которые отваживались давать на уроках литературы Булгакова и Высоцкого. А уж сейчас, в эпоху всеобщей неразберихи…

Ну и напоследок, чтобы не было недосказанности. Я к школе как к общественному институту отношусь без теплых чувств. Аналогия: стоматологический кабинет. Посещать его время от времени приходится, польза от этого есть, но полюбить бормашину…