Юрий Билык, основатель спортивной федерации Kidsney: “Ребенок в спорте учится дисциплине,  ответственности и самое главное — проигрывать”.
Важливо знати

Юрий Билык, основатель спортивной федерации Kidsney: “Ребенок в спорте учится дисциплине,  ответственности и самое главное — проигрывать”.

В среднем из числа детей школьного возраста здоровыми приходят в школу 70%, а выходят — менее 10%. Лишь один из десяти украинских детей занимается спортом. В последствии это приводит к хроническим болезням, низкой физической активности и общему “нездоровью” нации. Только 13% взрослых людей занимаются спортом. Получается, что школа не способствует оздоровлению детей, родители также не являются здоровым примером для своих чад. В результате имеем неутешительную статистику — Украина в 2020 году заняла последние позиции в мировых рейтингах по уровню жизни и общему физическому здоровью населения, зато мы — лидеры по уровню алкоголизма, табакокурения и наркомании. 

Сегодня говорим с Юрием Билыком, президентом спортивной федерации Kidsney. вице-президентом федерации Сombat Aikido, основателем сети спортивных клубов Kidsney о том, что не так с детским спортивным образованием в Украине и что с этим делать. В тексте вы прочтете о родительском примере, том, что не так с физкультурой в школе, на что должны обратить внимание родители, как выбрать секции для детей, и главное — почему спорт жизненно важен для детей. 

Мы видим очевидный негативный тренд во влиянии школы на здоровье ребенка. Должно быть, в этом есть вина учебного заведения: питанию, вниманию к здоровью, физическому состоянию учеников не уделяется достаточно внимания. 

Что, на твой взгляд, должно быть исправлено?

В школе должны преподавать профессионалы, специалисты в определенном спортивном направлении. В идеале — это бывшие спортсмены, они прошли “от А до Я” спортивные секции, после этого закончили Институт физкультуры, чтобы научиться правильно преподавать. Они знают как выработать систему тренировок, в которой дети не получат травм. Важно также, чтоб учитель совершенствовал методику, по которой тренировался сам.

Я считаю, что педагог от физкультуры в школе должен быть положительной ролевой моделью для ребенка. Любое упражнение, о котором говорит учитель, он же и должен продемонстрировать сам. В среднем в школе мы наблюдаем другую картину: учитель предлагает выполнить, скажем, подъем-переворот, показать упражнение он вызывает подготовленного ученика — тот, конечно, демонстрирует высший класс, чем тут же унижает всех присутствующих. Модель — “делай как Вася”. Но как делает Вася каждый мог бы и самостоятельно в Ютюбе посмотреть, без учителя и других учеников, впрочем, это абсолютно не означает возможность повторить это упражнение. В итоге большинство учеников получает насмешки, потому как вряд ли без подготовки вне школы им это удаётся сделать. Не все могут заниматься вне школы — не у всех есть папа-молодец в качестве примера и финансовой поддержки внешкольных занятий.

Важен системный, пошаговый подход. А школьное физкультурное образование — это полтора часа в неделю. Из них минимум полчаса —  разминка.

Какими качествами должен обладать хороший тренер?

Тренер должен сам делать то, что учит делать учеников.

Хороший тренер – тот, которому спортсмен не может сказать “нет”. Это авторитет, не поддающейся сомнению. Таких тренеров единцы. Их сразу видно. В зале присутствует определенная атмосфера. Когда ребенок к тренеру на “ты”, скорее всего, это недолгие отношения. Потому что такое панибратство не дает ребенку ощущение авторитета. Это субординация.

Тренер должен быть ролевой моделью не только на тренировке, но и в жизни. Тренер, который говорит, что курить плохо никогда не должен курить при ребенке. Тренер закладывает фундамент личности. Это ответственность. У человека должно быть понимание, что это не конвейер детей. Инструктору следует контролировать себя всегда и везде.

Почему качество спортивного образования в Украине сегодня настолько низкое?

Государственная политика в сфере спорта продолжает осуществляться на основе принципов, заложенных в советское время. Тогда делался акцент на так называемый “спорт больших достижений”, а не на здоровье простых граждан. То есть, фокус на олимпийский спорт сохранился, при этом финансирования для него недостаточно. Получается, что и олимпийская сборная недостаточно обеспечена, и для того, чтоб мы с вами занимались физическим здоровьем ничего не делается. Нет пропаганды (в хорошем смысле слова) спорта в обществе. До сих пор  люди в хорошей спортивной форме вызывают удивление. При этом, здоровье и долголетие прямо влияют на работоспособность и, следовательно, в целом на экономическое благосостояние государства.

Весь  мир понимает, что спорт имеет важное значение для счастливой, энергичной жизни и психосоматического здоровья человека. Предприятия предлагают своим работникам абонементы в спортивные клубы. А развитые государства стремятся всеми способами поддерживать свой статус, потому что здоровая нация является фундаментом для успешного развития. На сайте государственных спортивных ведомств США можно прочесть, что главная их цель — вовлечение в физическую активность граждан, в первую очередь молодежи, промоция здорового образа жизни и правильного питания. 

В Украине в спортивной сфере наблюдается та же подмена понятий, что и в сферах образования и медицины: при декларируемой бесплатности – на самом деле фактическая необходимость значительных вложений средств (особенно родительских) для достижения результатов и спортивного роста. 

Сколько часов в неделю ребенок должен заниматься спортом?

Три часа в неделю, как минимум. Это может быть и физкультура, но только если она системна.

В Японии, например, в начальной школе предусмотрено не менее трёх часов занятий физической культурой и спортом. Программа начальной школы выглядит так: общая физическая подготовка, гимнастика, лёгкая атлетика, плавание, игры с мячом, танцы, формирование навыков здорового образа жизни. Каждый ученик обязан посещать занятия в спортивном клубе не реже одного раза в неделю. В старших классах более 40% школьников занимаются спортом не менее девяти часов в неделю, а остальные 60% тратят на физкультуру два-три часа в неделю – это обязательный минимум. Большое внимание уделяется физическому воспитанию вне школы. В японской школе преподаётся 8-10 видов спорта, за каждый вид отвечает отдельный учитель. 

Неудивительно, что Япония является лидером по показателю ожидаемой продолжительности здоровой жизни. 

Физическая культура предполагает не только спорт, но и питание, способ мышления. Детей должны этому учить или нет?

Детей этому обязательно должны учить. Каждый должен разбираться в питании, физических нагрузках и культуре спорта. Но где эти люди, которые расскажут? В учителей физкультуры я не очень верю — времени и компетенций не хватит. 

Нужно создавать штат учителей, психологов, диетологов — это не про нашу страну история, у нас бюджет ограничен.

То есть, эта задача ложится на родителей?

Эта задача ложится на плечи родителей и частного спорта, он как раз заинтересован в развитии спортсмена. Для секции важно, чтобы ребенок знал культуру спорта. Человек должен приходить на соревнование полностью подготовленным, он должен пожать руку противнику, потому что это спорт.

Что должно произойти с уроком физкультуры, чтобы он стал функциональным?

Сейчас есть программы, типа табаты и кроссфита. Это программы, включающие в себя короткую, но эффективную физическую нагрузку. Правильно выстроенные 20 минут физической активности начнут показывать свои плоды в очень короткой перспективе.

Мало в каких государственных школах есть душ и раздевалки. В старших классах это становится проблемой. 

Согласен. С 12-15 лет начинается гормональный перестрой. У некоторых детей и без урока физкультуры с гигиеной сложности. А тут ещё пыльные маты, уставший морально и физически инвентарь — всё это не способствует чистоте и красоте. В результате — психологические травмы.

Какие советы дать родителям, которые хотят выбрать секцию для ребенка?

Есть дети, которые вообще не хотят заниматься спортом. Их нельзя заставлять это делать. Ребенка нужно просто правильно мотивировать. Как минимум, это личный пример.

То есть дети, родители которых занимаются спортом так же будут заниматься спортом?

Если родитель сам занимается, ему легко сказать: “сегодня я позанимался, а ты?”. А если ты ничего не делаешь, а ребенку предъявляешь претензии — это не работает.

Ребенку нужно дать возможность выбора. Если ему понравилась секция — это уже его инициатива. Но все мы люди. У ребенка может случиться выгорание.
Или, например, на секции может возникнуть конфликтная ситуация. И спустя некоторое время ребенок может прийти к тренеру и сказать, что он вообще не хочет заниматься. Хотя до этого все шло хорошо. И тренер, и родители могут не понимать в чем дело. И тут важно прояснить ситуацию.

Ребенок боится?

Возможно у него сложилась конфликтная ситуация с кем-то. Или что-то перестало получаться. В таких случаях ребенок начинает чувствовать себя лишним. Надо просто больше поработать в этом направлении и показать ребенку, что у него все получится.

Я всегда веду на первые соревнования физически неподготовленных  детей. Потому что это большая стрессовая ситуация, это страх. Задача ребенка — почувствовать ситуацию и научится в ней работать. А он этого боится. У любого чемпиона мира по боевым искусствам начнет выделяться адреналин, если к нему на улице подойдет гопник. Он тоже его боится.

А если ребенку спустя время становится не интересно, то он выгорает. В этот момент родителю и тренеру нужно поговорить с ребенком. 

Например, ребенок успешно занимается волейболом, но вдруг все его сверстники начинают заниматься футболом. Это история о давлении общества. Если ребенок занимался пять лет волейболом, то в футболе он продержится максимум полгода. Потом он пойдет к тренеру просится обратно. Ему будет стыдно. А в волейбол обратно нельзя пойти. И все. На этом его спорт заканчивается. Просто ребенка в какой-то момент не сопровождали там, где у него получалось. Когда же ему очень хочется пойти на футбол, то футбол стоит поставить параллельно. Скорее всего, он ребенку быстро станет неинтересным. Я видел много таких случаев.

Инструктор со стороны спорта должен работать вместе с родителем.

Как это должно происходить?

Родитель должен минимум раз в месяц подходит к тренеру и спрашивать как дела у ребенка. Есть крайности — родители, которые подходят так каждую тренировку. А инструктору нечего им сказать. Потому что результаты бывают в промежуточных этапах, а не каждую тренировку.

В айкидо есть запрет. Мы не разрешаем родителям смотреть тренировку. Также мы перестали пускать родителей на аттестации детей. Потому что дети отвлекаются на родителей. Раз в год мы делаем открытое занятие, на котором дети показывают элементы, приемы. Плюс этой системы в том, что раз в год родители видят прогресс.

Если тренеру что-то не нравится, он также должен позвонить родителям и сообщить об этом. Например, ребенок может жаловаться тренеру, что тот плохо учится. А какое к этому отношение имеет тренер?

Как для ребенка выбрать спорт и как его вовлечь?

У родителей могут быть абсолютно разные цели. Я считаю неправильным осуществление родительских нереализованных мечтаний за счет ребенка.

Например, если у меня растет четырехлетний мальчик, ему нужна уверенность и умение постоять за себя. Следовательно, его можно отдать на борьбу. Бокс не подходит, так как постоянные удары по голове до четырнадцати лет вредят человеку. Еще родители часто выбирают среди секций, которые находятся локально близко. Это тоже снижает выборку.

Если мы уже выбрали, то садимся и разговариваем с ребенком. Ему можно показать фильм или мультик. У меня так многие родители делали. Потом дети приходили на тренировку и говорили: “Хочу как персонаж из фильма!”. Родители согласовали выбор с ребенком — теперь дело только за ним. Родитель может посмотреть первую тренировку, как тренер взаимодействуем с ребенком. А может даже и не смотреть. Да, есть дети, которые плачут и не могут самостоятельно заниматься. Но к этому нужно когда-то переходить. 

После первой тренировки следует пообщаться с тренером и ребенком. 

Бывает, что ребёнок плачет, говорит, что больше не придет, потому что напуган. Но во время тренировки ведет себя естественно и улыбается.

Был в моей практике случай в детском лагере. На семь дней мы забирали телефоны у детей и отдавали только на десять минут для звонка. В большинстве случаев, все дети плакали. Хотя у них весь день расписан: с шести утра до десяти вечера — нет времени ни на что кроме.
В течение дня дети улыбаются, смеются, играют — все круто. Они даже не вспоминают о родителях. Но как только они слышат голос родителей — начинают плакать.
Раньше мы выдавали телефоны на час. Но дети поговорят с родителями десять минут и оставшееся время играют в смартфоне. 

Какие секции экологичные, но при этом всесторонне развивающие?

Я уважаю любой спорт. Спорт это всегда хорошо.

Если брать из боевых секций, то это айкидо. Но нужно учитывать, что есть множество направлений айкидо. У нас комбат-айкидо по методике преподавания Йошинкан. Айкидо Айкикай — более мягкое направление. В айкидо Йошинкан более жесткий подход со стороны дисциплины. Оно стоит на вооружении японской полиции, ряда европейских стран. Здесь формируется строгость и дисциплинированность.

В принципе, я за любой спорт, который не призывает в очень юном возрасте бить по голове и жизненно важным органам.

Здесь вопрос цели и состояния здоровья. Лучше всего, я считаю, когда спорт не один. Но, если честно, нужно выбирать не спорт, а инструктора. Ведь это модель поведения, которую будет копировать ребенок.

Что ребенок получает от спорта, как ему поможет в жизни спорт?

У меня много друзей в окружении, но самый близкие — из спорта. Ребенок получает окружение.

Ребенок учится дисциплине,  ответственности, уважению, он учится как выигрывать, а также —правильно проигрывать. Я много раз видел, когда у ребенка пять боев, первый и второй он выигрывает, расправляет плечи, начинает радоваться. Он выходит в третий бой, и проигрывает, потому что думает, что уже “на коне”.

Когда мы едем на соревнования, я всегда говорю детям: “Выиграли вы или проиграли, все радости и слезы только тогда, когда идет вручение. До этого не испытывайте никакие эмоции, они вам мешают”.

Соревнования — это очень стрессовая и эмоциональная нагрузка. У человека давление, он нервничает. И тут важно, чтобы все правильно сработали: и родители, и дети. У меня был очень позитивный ребенок, который уже выиграл кучу медалей. И у него были проблемы со спиной.  И я говорю: “Давай я тебя сниму с соревнования” А он в ответ: “Я сделаю все возможное для  команды.” 

Моя гордость — не медали. Спорт — это среда, где ребенок учиться важным вещам. Научиться проигрывать — это когда ты едешь пораженный после игры, и уже думаешь, как будут происходить будущие соревнования. Думаешь не про то, как бросить спорт, а про то, как двигаться дальше. Это качество очень помогает в жизни. 

Какие проблемы есть в детском  спорте? С чем нужно работать? 

Современный спорт строится на нескольких спортсменах. Мы же акцентируем на каждом ребенке, на индивидуальном подходе.

Я никогда не беру денег за дополнительные тренировки. Хочешь заниматься — пожалуйста. Да, придется ездить на другой конец города, но возможность мы предоставим всегда Когда мотивирован и родитель, и ребенок, ребенок начинает получать медали. Но это не заслуга тренера, который выжимает все соки, а того, что ребенку самому нравится и интересно. Ребенок начинает расти, а тренер просто это подхватывает. Должна быть экосистема роста.

Интервью — Ксения Букшина