Техники активного слушания и я-высказывания – главные помощники в общении с подростками. Многие слышали, но мало кто знает, что же точно означают эти слова. Объясняет Ксения Шупик, психолог, ведущая шоу “Как быть?” на радио Аристократы,
Дети, вплоть до подросткового возраста, действуют с единственной целью – получить обратную связи. Какой она будет им в принципе все равно. Вы можете похвалить, а может накричать, и то и другое – реакция. Подобная реакция переводится ребенком, как “я есть, и я правлю этим человеком, да и миром заодно.” Поэтому все зависит от того в какой форме вы это делаете, какие слова при этом используете, какой возраст ребенка.
Возможно, вы слышали или читали про техники активного слушания и Я-высказывания. Но пробовали ли применить на практике? Эти простые, с первого взгляда, но очень эффективные приемы, помогут наладить глубокий и доверительный контакт с ребенком. Помогут снять напряжение и назревающий конфликт в общении, создать атмосферу доброты и взаимного безусловного принятия. Если вы освоите эти техники, то ребенок автоматически начнет сам их использовать. Активное слушание поможет ему в будущем улучшить взаимодействие с окружающими, лучше понимать себя.
Техника активного слушания
Беседа по способу активного слушания очень непривычна для нашей культуры, и овладеть ею непросто. С практикой ,этот способ завоюет вашу симпатию, как только увидите результаты. Суть ее состоит в том, что вы «возвращайте» в беседе ребенку то, что он вам поведал, при этом обозначая его чувство. Когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он очень устал, первое, что нужно сделать – это дать ему понять, что вы знаете о его переживании и слышите его.
Такие примеры активного слушания приводит психолог Юлия Гиппенрейтер в совей книге “Общаться с ребенком. Как?”:
Первый случай: Мама сидит на скамейке в парке, к ней побегает ее трехлетней малыш в слезах: «Он отнял мою машинку!» Привычный ответ: «Ну ничего, поиграет и отдаст». Активное слушание: «Ты очень огорчен и рассержен на него».
Второй случай. Сын возвращается из школы, в сердцах бросает на пол портфель и говорит: «Больше туда я не пойду». Привычный ответ: «Как это ты не пойдешь в школу?!» Активное слушание: «Ты больше не хочешь ходить в школу».
Привычными ответами мы оставляем ребенка наедине с его переживаниями. Сообщаем ему, что его переживание неважно, оно не принимается в расчет. Ответ по способу активного слушания показывает, что родитель понял внутреннюю ситуацию ребенка, готов, услышав о ней, принять ее. Такое сочувствие родителя производит на ребенка совершенно особое впечатление.
Я-высказывания
Это когда вы говорите о своих чувствах от первого лица, сообщаете о себе, о своем переживании. Они позволяют вам выразить свои негативные чувства в необидной для ребенка форме и дают возможность детям ближе узнать родителей. Дети видят, что вы открыты и искренни в выражении своих чувств, и тоже становятся искренни в выражении своих. Высказывая свое чувство без приказаний или выговора, мы оставляем за детьми возможность самим принять решение. И тогда они начинают учитывать ваши желания и переживания.
Например: «Я не люблю, когда ходят растрепанными, мне стыдно перед соседями», «Меня утомляет громкая музыка», «Мне трудно собираться на работу, когда под ногами кто-то ползает, я все время спотыкаюсь».
Задавая вопрос, демонстрируйте ребенку, что его мнение для вас является важным, что вам хочется его понять и лучше узнать. Но помните, что самое важное в вопросе – это ответ. Тут можно повторить последние слова ребенка, но с вопросительной интонацией. Обычно ее начинают со слов: “если я правильно тебя понял, то…”
Избегайте слова “должен”, а попробуйте заменить его на “можешь”. Это волшебное преобразование удивит вас своим результатом и влиянием на близких.
А также помните, что фраза построенная через “не” это команда к анализу. Родители защищают и просят не бояться, значит эта штука опасная и там есть чего бояться.
Например: “Смотри какое большое море! Не бойся его, потрогой ножкой”. Лучше говорить развёрнуто: “Это море, оно тёплое, там есть рыбки, и мы будем весело играть с тобой.”
Чем младше ребенок тем короче должны быть фразы. Старайтесь говорить четко и конкретно, для него пока не понятны рассуждения о чувствах, и если необходимо, то присядьте чтобы быть на одном уровне с малышом,.
И помните, во всем необходима практика и ваше стремление к изменениям! Удачи вам и успешных экспериментов!