Дискриминация и конфликты между детьми
Виховання

Дискриминация и конфликты между детьми

За год в ДЮСШ меня трижды топили и дважды били, а девочки не обмолвились со мной ни словом. Ни тренер, ни родители не в курсе этих событий, но это уже и неважно, и не интересно. Важно, что я справился с этим проявлением детской дискриминации и сумел заслужить себе авторитет.

В детстве я был акселератом и всегда выглядел на год старше своих сверстников, а некоторых и на два, но в ДЮСШ разбираться не стали и записали меня в группу старших ребят. Впрочем, куда важнее было, что они уже год как плавали, поэтому первый год я барахтался где-то позади всех и по технике, и по физике.

110928032015-play-date-left-out-horizontal-large-gallery

Дискриминация вообще очень сложная и сильно заполитизированная тема, которая не имеет в нашей стране стабильного тренда. Тем не менее, она хорошо знакома каждому из нас, поскольку каждый столкнулся с дискриминацией в детстве. Именно в детстве любая отличительная черта умножается и гиперболизируется как минимум до злых насмешек – малой, толстый, длинный… что угодно может превратиться в дискриминационный ценз, не говоря уже о таких очевидных приметах как лопоухий, очкарик, заика.

Добавьте сюда также классические темы из взрослого мира – национальность, регион и тп. Припоминаете, как это было? А теперь представьте, что подобное придется пережить вашему ребенку, ибо дискриминация – это суровая реальность любого детского коллектива.

Каждый день я забирал с «развозки» своего ребенка в мрачном настроении, которому я не находил никакого объяснения. Я, грешным делом, уже стал думать, про угрюмый характер ребенка, как вдруг, случайным образом, выяснилось, что она была самая младшая в той «развозке» и старшие дети каждый день издевались над ее наивностью, ради смеха.

school-bus-safety

Когда я думаю о том, почему дети такой жестокий народ, мне не приходит в голову ничего более связного, кроме как сказать, что дети, в принципе, чужаки в нашем мире, точнее «пришельцы», которые испытывают его, этот мир, на прочность. Дети хотят захватить этот мир и своего добьются, но пока толком ничего не знают – ни что такое хорошо, ни что плохо, что приносит боль, и где ее предел. Думается мне, исследователи обнаружат немалую схожесть в логике поступков детей из старшей садиковской группы и испанских конкистадоров, которые также прибыли в новый неведомый мир, чтобы захватить его.

Такая природа детской агрессии проявляется, стоит только оставить детей без присмотра. В этом, по сути, кроется главный недостаток обучения в группах. Нет, устаревшие программы и недостаточно квалифицированные специалисты, конечно, тоже недостатки, но они меркнут перед тем, какую школу жизни приходится пройти ребенку, когда учитель выходит в коридор. Малые группы не панацея.

Когда выяснилось в садике, что в маленькой группе из 6 человек только моя дочь не из религиозной семьи, это ей ничуть не помогло. Ее радости не было границ, когда у них в группе появился седьмой ребенок, а затем восьмой и девятый, но, к ее несчастью, это тоже были религиозные дети.

teacher-with-kindergarten-class

Я не понимал, чего ко мне цепляются другие дети, и моя дочь не понимала, чего все сердятся на нее из-за какой-то молитвы, потому что изначально ребенок не выделяет себя из группы остальных деток – они все, по его разумению, такие же, как он. Поэтому первой реакцией ребенка на обиды есть недоумение и желание показать, что он такой же, как все, не хуже других. Дальнейшее развитие кризиса отношений уже вынуждает ребенка идти на открытый конфликт. В детсадовском возрасте такой конфликт не грозит большими проблемами, однако на психике более старшего ребенка такой конфликт оставляет серьезные шрамы.

Подобный конфликт заложен в фабулу всех фильмов про подростков, независимо от жанра. Вопреки голливудским сценаристам, борьба в одиночку против всех не всегда бывает успешной. В нашем классе учился сын одного очень влиятельного человека, он не был самым умным, не был самым сильным, но он был самым заносчивым, так как перед ним благоговели даже учителя. Мне сегодня не кажется удивительным ни его неврастеничное поведение, ни то, что он оказался в изоляции, ни то, что в итоге он стал наркоманом.

shutterstock_78951304-795x380

Однако дети – сильные существа, и никогда не сдаются без сопротивления, даже таким противникам как центробежные силы. Самый интуитивно простой способ противодействия – это попробовать сменить коллектив, что, очевидно, обнулит ситуацию. Не менее интуитивно дети начинают в ответ обижать другого (ребенка, животное, менее статусного старшего), переводя внимание коллектива с себя на другого. Есть и другие приемы, которые, к счастью, дети активно и успешно используют, иначе бы ни одно человеческое общество попросту не смогло бы существовать – все бы рассорились и разбежались по своим собственным миркам.

Но я далек от социальной психологии, чтобы исследовать этот феномен вглубь, возможно мне даже не стоило все это писать. По большому счету, мне хотелось сказать, что если ребенок не желает идти в детский коллектив, на то могут быть более серьезные причины, нежели банальные лень или капризы.