Фразы с двойным смыслом: как их слышит ребенок
Новини Сім’я здорової людини Виховання

Фразы с двойным смыслом: как их слышит ребенок

В детстве фразы-программы легко усваиваются, так как у ребенка контроль сознания ниже, чем у взрослых. Любое неосторожное слово воспринимается детьми буквально. Родители, часто сами того не осознавая, сообщают ребенку фразы со скрытой установкой, которая не всегда идет ему во благо. Мы рассмотрим часто употребляемые фразы и определим, как их слышит ребенок.

Фраза-забота: «Осторожно!»

Для ребенка, который впервые знакомится с окружающим миром, фраза «Осторожно!» («Не беги так быстро — упадешь», «Не пей холодное — простудишься», «Не трогай собаку — укусит» и т. д.) сообщает, что мир вокруг опасен.

Пример. Ребенок на прогулке с бабушкой. Как и всех детей, его интересует все, что его окружает. Он находит на земле опавший лист, поднимает и разглядывает его. «Брось его, он грязный!» — с ужасом восклицает бабушка и отбирает у него лист.

Смысл фразы: никогда не действуй, не изучай, не общайся — мир вокруг очень опасен. Сдерживай себя.

Решение: изучайте с ребенком мир вместе. Расскажите, как отличить лист одного дерева от другого. А после улицы можно вместе помыть ручки.

Фраза-утешение: «Давай его побьем!»

«Давай его побьем» довольно распространенная программа, которую мы внушаем ребенку с детства. Благодаря этому утешению у ребенка формируется программа — сделать больно другим.

Пример. Ребенок ударился о стол и расплакался. Мама подходит и успокаивает ребенка и говорит: «Какой плохой стол! Давай его побьем. Вот тебе, вот тебе!» С этими словами мама ударяет несколько раз по столу. Ребенок повторяет за ней и очень быстро успокаивается.

Смысл фразы: мир плохой, он сделал тебе больно. Ты жертва окружающего мира. Ты должен занять позицию палача и делать больно другим. Только так ты получишь успокоение.

По мере взросления ребенка эта программа всплывает снова и снова при общении с окружающим миром и людьми.

Решение: успокоить ребенка, отразив его чувства: «Я знаю, это больно. Где болит? Давай я поцелую».

Фраза-помощь: «Давай я сама!»

Помните, как вы впервые взяли карандаш в руку и пытались написать первое слово? Для того чтобы сделать что-то впервые, всегда требуются определенные усилия, внимание, терпение. Если бы к этому добавить немного поддержки…

Пример. «Как ты долго чистишь зубы! — возмущается мама. — И неправильно держишь щетку. Давай я сама тебе почищу».

Смысл фразы: от тебя все равно никакого толку, уж лучше это сделаю я. У тебя ничего не получится.

Решение: говорить ребенку, что у него хорошо получается. «Я знаю, ты можешь. Немного усердия, и ты сможешь все!» Взрослея, мы забываем, каково это, делать первые шаги, впервые изучать мир. Порой для этого необходимо встать на позицию ребенка, быть им, радоваться и смотреть на мир широко открытыми глазами.

Пытаясь оказать ребенку помощь, сочувствуя ему, мы не всегда выражаем то, что на самом деле хотим донести. Излишняя критика и попытки переделать личность приведут к комплексам и тревоге. А неправильно подобранная фраза способна подрезать ребенку крылья. Тогда как в наших силах научить его летать.

Правильно обозначить то, что мы чувствуем, на самом деле не так трудно. Это может занять больше времени поначалу, так как требует постоянного обращения к себе с вопросом: «Что я хочу до него донести?». И в каждой фразе дать ему почувствовать, что в семье его любят и принимают таким, какой он есть.