Как научить ребенка быть хорошим собеседником?
Розвиток Виховання

Как научить ребенка быть хорошим собеседником?

Найти хорошего собеседника, с которым хочется разговаривать, всегда приятно, а вырастить его из своего ребёнка – вдвойне.

Мы расспросили детских психологов, учителей и психотерапевтов и разобрались, зачем ребенку быть хорошим собеседником, как им стать и что делать родителям, чтобы у детей не было проблем с коммуникациями.

Что такое хороший собеседник?

Хороший собеседник – это человек, с которым приятно разговаривать. Ему действительно интересно то, что вы говорите. Он включен в разговор и полностью находится в нем, он внимательно вас слушает и пытается понять, что вы говорите и почему. Не осуждая. Не перебивая. Аргументируя свою точку зрения и уважительно относясь к вашей. Таким человеком может быть как взрослый, так и ребенок.

Жизнь человека проходит в социуме и наполнена коммуникациями с другими людьми. По мнению доктора психологических наук Майи Лисиной, разработавшей новое направление в детской психологии, коммуникативная потребность человека – это стремление к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию и самооценке. Это стремление есть у детей с раннего возраста.

Человеческое общение позволяет познавать мир и приспосабливаться к нему, объединяться в группы и преобразовывать окружающий мир. Именно поэтому умение общаться важно для любого человека.

Кроме того, что общение с другим человеком может помогать достигать какие-то цели, оно ценно само по себе. Ощущения близости, которая появляется во время контакта, когда тебя понимают, искренне интересуются твоим мнением, эмоциями и присутствуют с тобой в одном моменте – наполняют жизнь смыслом. Дети, которые умеют и любят общаться, быстрее заводят друзей, лучше приспосабливаются к ситуациям, больше контактируют с миром и в будущем легче находят работу.  

Какие этапы социализации проходит ребенок?

Виталина Устенко, психолог, психодиагност:

“Есть два этапа социализации личности. Первый этап – 3-7 лет. В это время ребенок узнает, что есть люди с другими взглядами и манерой поведения, какие бывают социальные роли и как действует группа.

«Важно, чтобы родители показали ребёнку как можно больший репертуар возможных отношений между людьми. В этом поможет обсуждения взаимоотношений в семье и того, что ребёнок видит вне дома. Также обсуждение сказок и их героев»

Ребёнку нужно рассказывать, что люди ведут себя по-разному и проговаривать с ним все ситуации, с которыми он сталкивается в садике или классе. Можно объяснять, какое поведение родители считают правильным и что нужно быть готовым к разным реакциям людей.

«Чем больше ограничений и стереотипов родители формируют своим детям, тем сложнее им находить общий язык с людьми в реальном мире, который состоит из разных, часто непонятных для него людей»

Вторичная социализация проходит в подростковом возрасте и связана с выбором профессии и поиском места в жизни. Задача взрослых – максимально способствовать тому, чтобы подросток попробовал себя в разных сферах, узнал как можно больше информации и так смог найти то, чем ему нравится заниматься. Для этого ему стоит посещать секции или кружки”.

Можно ли понять с помощью тестов уровень общительности?

Виталина Устенко, психолог, психодиагност:

“У психолога ребенок может пройти «тесты личности». С помощью проективных методик можно определить уровень уверенности в себе, направленности на общение с другими, наличие опоры в жизни. Проективные методики – это тесты, где ребёнок рисует или рассматривает картинки, а психолог анализирует их размер, форму, положение на листе и прочие детали.

Такие тесты желательно проходить всем детям. Их можно делать  периодически, чтобы увидеть, как у ребенка меняется отношение к себе, его позиции в мире, а также взаимоотношения со сверстниками и в семье.

Людям свойственно разное поведение. Одним более экстраверсивное, другим – интроверсивное. При этом человек может вести себя по-разному в зависимости от компании, уровня доверия к окружающим и целей общения. Невысокий уровень общительности ребенка может быть признаком интровертивности и направленности его на самого себя, а не признаком каких-то проблем.

Говорить о настоящих проблемах можно, если есть подозрения на расстройства аутистического спектра. Тогда для определения предположительного диагноза стоит обратиться к психологу, который проведет диагностику и сможет направить к психиатру”.

Как понять, что у моего ребенка проблемы с общительностью и что с этим делать?

Колесник Ирина. Детский психолог, биолог, популяризатор науки. Со-основатель информационно-просветительского проекта Attachment.org.ua:

“Чтобы понять, есть ли у ребенка проблемы с общительностью, стоит понаблюдать за ним в кругу сверстников и родственников. Для проверки можно задать себе несколько вопросов:

  1. Подходит ли мой ребенок к другим детям, чтобы поиграть?
  2. Заводит ли первым разговор с другими детьми?
  3. Отзывчив ли, когда другие проявляют к нему интерес?
  4. Есть ли у ребенка приятели? Это могут быть приятели в садике или на площадке. В любом месте, где вы вместе регулярно бываете и встречаете одних и тех же детей.

Если все ответы на вопросы негативные или ребенок охотно общается только со своим ближайшим кругом и/или общается с людьми, когда это удобно только ему или когда ему что-то нужно от близких, а также плохо отзывается на эмоциональный контакт, инициированный другим человеком – пора беспокоиться.

В таком случае есть два варианта. Во-первых, возможно, ребенку уделяется недостаточно внимания и с ним мало общаются. Второй вариант – развитие ребенка проходит необычным образом.

В первом случае родителям стоит обратить внимание на себя. Заметить, сколько времени проводят в мобильном телефоне и ноутбуке, находясь рядом с ребенком. В это время, хоть оба человека фактически и рядом, каждый из них сам по себе. Ребенок лишен эмоционального резонанса со взрослым, который необходим ему для нормального развития. Также важно заметить, сколько времени ребенок проводит за планшетом. В это время ребенок тоже чем-то занят, но от этого занятия его нервная система и личность не развиваются.

Уменьшив время за экраном для себя и для малыша, начните вместе играть. Игра – ведущая деятельность для детей дошкольного возраста, в ней ребенок развивается как личность. Играть можно во что угодно – куклы, гости, магазин, школу, путешествия, дочки-матери, супергероев. Игра без общения невозможна, поэтому автоматически во время игр развиваются навыки коммуникации и поведения в социальных ситуациях. Также можно помогать ребенку формировать грамотную, красивую речь. С хорошо выражающим свои мысли, чувства, намерения и желания человеком легко окружающим и ему самому.

Если у ребенка слабый эмоциональный контакт с родителями, которые достаточно «теплые» и заботливые, возможно у него атипичное развитие. Чтобы его диагностировать, ребенок должен пройти обследование у лора, невролога, нейропсихолога и логопеда. После них – у детского и семейного психолога (часто это один и тот же специалист).

Психолог поможет выстроить взаимоотношения с ребенком и в семье так, чтобы не допустить появления у него психологических травм развития и устранить последствия уже полученных травм.

«Часто необщительность может быть результатом сильного эмоционального потрясения, при котором ребенок получил недостаточно утешения»

Расположенность к другим, общительность и речь, как одна из высших психических функций, могут из-за этого сильно «тормозить».

С кем и как общается ребенок? Чем отличается это общение?

Елена Боговарова, психолог, психотерапевт:

“Общение – это первая социальная потребность ребенка, удовлетворение которой определяет его дальнейшие отношения с миром, самим собой и другими людьми.

В каждый период развития у детей разная потребность в коммуникациях. С годами общение становится богаче и разнообразнее, при этом меняется значение главных объектов общения – взрослых и сверстников, преобразуется смысл взаимодействия и формируются привычные модели поведения.

В младенчестве, до 1 года, ребенок нуждается в непосредственном тактильном, эмоциональном, теплом и доброжелательном общении со значимым взрослым, чаще – с матерью. Поэтому так важно брать ребенка на руки, отвечать на его потребности, гладить-приголубливать, улыбаться ему и говорить с ним.

К концу двух месяцев он может сосредотачиваться на речи человека, который к нему обращается, к трем-четырем – активно на него реагирует, выразительно и эмоционально приветствуя, меняя мимику, позу, движения. Ребенок держит зрительный контакт и как будто говорит: «Я тебе рад! Давай общаться!».

В этот момент появляются первые эмпатические реакции ребенка, его способность откликаться и по-разному реагировать на интонации другого человека, эмоциональную окраску речи.

«Отклик первых собеседников, их активная или пассивная позиция в разговоре формирует темпоритм взаимодействия, который сохраняется в будущем и является основой способности ребенка к диалогу»

Поэтому хорошо разговаривать с ребенком даже когда он еще не научился говорить. Задавать при нём вопросы самому себе и отвечать на них, комментировать свои и его действия.

У детей 2-6 месяцев общение имеет личный и эмоциональный смысл, а у детей от 6 месяцев до 3 лет – деловой, что отражает потребность ребенка в сотрудничестве. Для него взрослый – это партнер по исследовательской деятельности и игре, образец для подражания и оценщик умений. Важно сопровождать ребенка в свободной игре, поощрять инициативу и описывать его действия, не навязывая свою волю, а следуя за ребенком.

К общению со сверстниками ребенок начинает активно стремиться к концу 1 года. Правда, хоть ребенку и нравится быть среди других детей, он просто получает удовольствие, но сначала не играет с ними – находится «рядом, но не вместе». Со 2 года круг общения расширяется, но выбор партнера неустойчив. Исследователи установили, что дети нередко не могут узнать среди трех сверстников того, с кем перед этим 15 раз встречались наедине и подолгу играли.

У 4-5 летних потребность в «детском обществе» растет и становится одной из ведущих потребностей: они играют в коллективные сюжетные игры.  При этом фигура взрослого тоже остается важной, особенно в процессе познания мира, ведь это возраст «почемучек». Родителю в этот период важно поощрять любопытство, придумывать и разыгрывать сказки и истории вместе с ребенком, моделировать различные ситуации общения.

Для 5-7 летних взрослый в общении – это старший друг, от которого дети ждут взаимопонимания и взаимных переживаний. А общение со сверстниками часто ситуативно, кратковременно, неустойчивы и выборы партнеров по играм. Дети ценят сверстников за отношение к себе, а не за них самих. Они могут использовать такие формы коммуникативного поведения, как притворство, выражение обиды, кокетство, фантазирование. Замечено, что со сверстниками они конфликтуют в 9 раз больше, чем со взрослыми. В этот период важно обучать детей способам решения конфликта, а также помогать выражать свои эмоции, называя их и демонстрируя грамотные способы экспрессии.

У младших школьников более устойчивый круг общения. Они нуждаются в эмоциональной поддержке сверстников, чтобы с ними играли и разговаривали. В это время авторитетом для них становится учитель, которому они нередко подражают, а также близкий взрослый, который может помочь научиться дружить, а также обсуждать общие правила в группе.

В 11-14 лет общение со сверстниками достигает максимума. Нередко его основание – это желание помочь товарищу, при этом ценятся качества партнера. Часто из-за плохих отношений с родителями и недостатка в организации досуга подростки создают неформальные группы, обособляются. В это время родителям важно быть с детьми в контакте, активно слушать, «возвращать» в беседе то, что подросток рассказал, называть его чувства, расширять видение ситуации, договариваться.

В 15-18 у четверти подростков возникает потребность в доверительном общении со взрослым, есть периоды «закрытости» (6 и 8 класс), когда они хотят оградить свой внутренний мир, свое Я. Тогда даже нейтральные вопросы взрослых могут вызвать неадекватную реакцию. В период «открытости» (7 и 9 класс) подростки – нуждаются в беседах со взрослым о себе, своих проблемах и происходящих переменах. В этот период активно выстраивается индивидуальное интимное общение”.

С какими детьми в школе/детсаду больше всего общаются сверстники? Какие качества есть у этих детей?

Таня Барконя, преподавательница в детском саду:

“Основной вид деятельности дошкольников – это игра. Но игры и общение детей разных возрастов отличаются.

В 2 года ребенок может играть сам, не обращая ни на кого внимания. Ближе к 3 годам он проявляет интерес к сверстникам, наблюдает, может копировать действия других, но не вступать в контакт. С 2 до 4 лет взрослые должны научить ребенка делать первые шаги для общения. Общение между детьми в период младшего дошкольного возраста начинается с умения поделиться своей игрушкой. Я даю тебе лопатку, а ты мне – машинку.

Еще дети с удовольствием общаются со взрослыми. Любят делиться своими впечатлениями, констатируют факты.

В 4-5 лет появляются сюжетно-ролевые игры. Основным содержанием их становятся отношения между людьми. Это учит детей соблюдать правила и договариваться в конфликтных ситуациях.

Дети 5-7 лет, с которыми чаще всего общаются сверстники, более инициативны, открыты, у них хорошо развито воображение и они хотят помогать другим. Часто у них есть лидерские качества, они могут предложить интересную тему для разговора с другими детьми. Такие дети привлекают сверстников к своей игре. Обычно таким детям много читают и с ними общаются дома.

Общение в семье проецируется на общение со сверстниками. Дети употребляют те же слова, интонации, фразы и копируют отношение к другим людям”.

Александр Устенко,  преподаватель в частной школе:

“Дети 6-10 лет в основном ищут компанию среди сверстников, которые могут поддержать их в игровых активностях. Объединение детей в группы друзей – это, по сути, объединение единомышленников. В таком возрасте у детей еще окончательно не сформировались личностные качества, но по моим наблюдениям и по мнению коллег, трудолюбивые, терпеливые и добрые дети способны найти больше друзей.

С 11 до 14 лет у детей укрепляются личные качества. Подростки пробуют себя в разных видах интеллектуального  и физического развития, досуга. Дети, которым удается наладить много социальных связей, обладают такими качествами, как эмпатия, усердие, честность, решительность, смелость, рассудительность. Как правило, подростки, обладающие низким уровнем эмоционального и социального интеллекта довольно одиноки.

Социализации подростков 15-17 лет помогают качества, которые нарабатываются при подготовке к взрослой жизни. Становятся важными такие характеристики как верность, искренность, инициативность, пунктуальность, обаяние. Слишком самокритичные подростки одиноки”.

Как родитель может помочь ребенку стать хорошим собеседником?

Ирина Колесник. Детский психолог, биолог, популяризатор науки. Со-основатель информационно-просветительского проекта Attachment.org.ua:

“Если ребенок учится в школе, то способ помочь ему стать интересным собеседником – много с ним разговаривать на разные темы.  Слушать его мнение, поощрять его выражать свою точку зрения, обсуждать, а не поучать, быть открытым к дискуссии.

Также стоит помогать развивать кругозор ребенка. Книги, выставки, музеи, путешествия – вместе можно посещать мероприятия и обсуждать впечатления от увиденного и услышанного”.

Какие есть способы стать хорошим собеседником?

Хороший собеседник – человек, у которого есть своё мнение, желание общаться, умение корректно и понятно выражать свои мысли и темы, о которых ему интересно разговаривать.

Чтобы у ребенка были впечатления, о которых он захочет поговорить, его жизнь должна быть насыщенной всякими впечатлениями. Путешествия, поездки в гости, на природу, экспедиции, праздники – станет плюсом любое не будничное времяпровождение. Чем больше ярких приключений будет получать ребенок, тем больше он будет знать историй, которыми захочется поделиться.

Чтобы научиться грамотно и понятно говорить, и взрослым и детям нужно читать книги. Не обязательно брать сложные произведения, подойдут и те, которые рассчитаны на детей. Главное, чтобы они были интересны ребенку.

Дети, которые стесняются выражать свое мнение или не умеют доносить его четко и с эмоциями, могут поучиться на курсах актерского мастерства. Такие есть в центрах детского и юношеского творчества.

Найти единомышленников, с которыми интересно проводить время, ребенок может на кружках, которые сам выберет. Кроме контактов с детьми, которым интересны те же увлечения, ребенок сможет обучаться командной работе, достижению целей и приобретать навыки, о которых ему приятно будет рассказывать.

Чтобы ребенок понял, что его мнение интересно и ценно, задавайте ему вопросы и внимательно слушайте ответы. Также ребенка стоит учить задавать вопросы, которые ему интересны. Ответы на вопросы, которые нам интересны, мы внимательно слушаем.

Точно так же как и взрослым, детям нужно знать, как вести беседу. Американская писательница и телеведущая Селеста Хэдли, специализирующаяся на интервью, выделяет несколько правил, как сделать разговор с любым человеком интересным.

  1. Не нужно отвлекаться, когда вы с кем-то разговариваете. Делать несколько дел одновременно невозможно, а общение “наполовину” не интересно.
  2. Не стоит заводить диалог, если вам не интересно мнение другого человека. Каждый человек что-то знает и в чем-то разбирается. В разговоре есть возможность узнать лучше своего собеседника и его мировоззрение.
  3. Учитесь слушать. Не перебивая, не ожидая, когда человек закончит говорить, чтобы вы начали отвечать.

Какие книги почитать, чтобы лучше понимать особенности детского общения?

Советует психотерапевт, психолог Елена Боговарова:

 

  • Ю.Гиппенрейтер. Общаться с ребенком. Как? – М.: Астрель, 2013. – 238 с.
  • Фабер, Мазлиш. Как говорить так, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили.
  • Фабер, Мазлиш. Как говорить так, чтобы подростки слушали, и как слушать, чтобы подростки говорили.