Карманные деньги: когда, сколько, зачем
Думки Воспитание

Карманные деньги: когда, сколько, зачем

Давать ли первокласснику деньги? Это объективная необходимость или баловство? Думаю, не я первая задавалась этими вопросами, отправляя ребенка в школу в прошлом году. Вот какие выводы сделала за первый год учебы.

Давать или не давать? 

Я для себя на этот вопрос ответила однозначно: «да». Во-первых, это показывает наше доверие ребенку («я даю тебе деньги и верю, что ты не будешь покупать то, что вредит твоему здоровью, раздавать их одноклассникам, проигрывать в фантики»). Во-вторых, это учит наше чадо основам обращения с деньгами. Ведь ему самому приходится считать их, давать продавцу, проверять сдачу, следить за их сохранностью.

Child portrait

Теперь поработаем с контраргументами. Первый и самый распространённый: «все, что нужно, у ребенка есть, а на свободные деньги накупит всякой гадости, которая портит зубы и желудок». Трудно не согласиться.

Но на практике не совсем так. Оказалось, дети легко находят способ получить желаемую гадость, даже если не будут иметь своих денег. Ведь деньги есть у их одноклассников! А способы самые разные: от обычной просьбы до «обычного» воровства. Спрашивается, готовы ли родители к тому, чтобы их ребенок этим занимался?

Дальше, дитя чувствует себя в коллективе «не как все», белой вороной в худшем понимании. Отсюда комплексы и нездоровое отношение к деньгам. От страсти к накопительству до боязни и презрения.

Вторая сторона вопроса – доверие и грамотное обращение с деньгами. Это в первом классе мы боимся, что они потратят карманные деньги на чипсы и жвачки. В старшей школе начнутся сигареты, алкоголь или что покрепче. Рано или поздно настанет момент, когда дети будут самостоятельно тратить деньги без нашего ведома.

o-KIDS-MONEY-facebook

И чем позже это произойдет, тем более неожиданным для родителей будет результат. Это эффект резинки: чем сильнее мы ее натягиваем, тем дальше она отскочит. Дети, которые долго были «под колпаком» у родителей, получив первую свободу, стараются использовать ее на то, отчего их так долго предостерегали.

Второй аргумент против карманных денег в младшей школе – их могут забрать или выманить старшие ученики. Да что там, ребенок может их банально потерять, подарить, безвозвратно «одолжить». Это так. Более того, это случится практически наверняка. Но утрату 5-10 гривень пережить намного проще, чем 100 и более. Есть надежда, что такой прецедент станет для ребенка уроком и убережет от потерь в будущем. 10 гривень – невысокая цена за бесценный опыт.

Как-то Поля пришла из школы и рассказала мне, что у нее появилась «новая подруга Катя». Я спросила, из ее ли класса это девочка. Потому что имя показалось мне незнакомым. Но учебный год только начался, и я еще не всех знала. «Нет», – сообщает мне Поля. «Она из 4-го класса». И дальше следует история начала дружбы. В очереди в столовой Катя предложила Поле дружить. А потом попросила купить ей булочку. Дочь была очень довольна собой, ведь считала, что совершила хороший поступок.

Для меня это было настоящей дилеммой. Как сохранить ее веру в доброту и при этом предостеречь от людей, которые хотят воспользоваться ее деньгами? Надеюсь, у меня получилось объяснить ей разницу. И сейчас я рада, что это история произошла с ней в 6 лет, а не в 16 или в 30. Потому что тогда речь бы шла о значительно больших суммах. 

Сколько давать?

Я ориентируюсь на стоимость булочки и сока в школьной столовой. Это то, на что дочери должно хватать дневной суммы. При том, что в столовой ее ждет готовый обед. То есть булочка и сок – это не основное питание. Запасной вариант на случай, если сегодня в меню то, чего она не любит. Тогда Поля может купить себе булочку и, если захочется, сока. Если нет, сэкономленные деньги можно отложить в копилку или купить на прогулке какао.

Такой расчет подходит для младшей школы. Ученикам средней школы и старшеклассникам в карманные деньги можно включать проезд на общественном транспорте в школу и на кружки, походы в кино с друзьями и так далее. Тут главное четко разграничить, что ребенок покупает «на свои», а что по-прежнему обеспечивают родители.

Мои знакомые, к примеру, полностью перевели свою 12-летнюю дочь на «карманное содержание». Они обеспечивают ее питанием, жильем и покупают одежду. На развлечения с друзьями, расходную канцелярию (ручки, карандаши, точилки), заколочки-резиночки она тратит свои карманные деньги. Сумма карманных денег у нее несколько выше, чем у сверстников. Но при этом ребенок перестал бесконечно терять заколки и ручки. И каждый раз прикидывает, хватит ли ей денег на какую-ту ерунду, которую без зазрения совести она раньше вымогала у родителей.

kids and money inline

Когда давать?

Сначала я давала Поле деньги от случая к случаю. Заканчивались, тогда и давала. Позже начала это делать регулярно раз в несколько дней. Это учит ребенка планировать свои расходы. Не тратить все, что есть, а рассчитывать, на сколько должно хватить выделенной суммы.

Кроме того, регулярность выдачи карманных денег дает ребенку возможность сэкономить и отложить какую-то сумму. Возможно, накопить на понравившуюся игрушку или еще что-то, что мама не планирует покупать. Понятно, что приобретение вряд ли меня сильно порадует, но умение копить деньги на мечту – бесценный навык для взрослой жизни.

В этом году мы попробуем перейти на выдачу карманных денег раз в неделю. Чем старше ребенок, тем длиннее может быть срок. Регулярность раз в месяц – максимально имитирует получение зарплаты во взрослой жизни.

Кстати, о зарплате. Некоторые американские консультанты не рекомендуют давать детям карманные деньги просто так. Они предлагают озадачить детишек несложными обязанностями, за которые те будут получать деньги. Якобы таким образом дети должны осознать, что деньги не «получают», а «зарабатывают». Мне кажется, момент дискуссионный.

Обсудим на Большом пикнике ProMum?