Идеальный ребенок VS плохиш
Виховання

Идеальный ребенок VS плохиш

Он опрятный, кушает и спит вовремя, учится на отлично. Он вежлив, елейно любит своих родителей, чужих людей сторонится. Добавляем розовые щечки и смешное коверканье слов. И получаем образ идеального ребенка.

Малышу из рекламных буклетов противопоставлен образ замызганного шалопая, часто сопливого, который ест что ни попадя, спит где ни попадя, ленив, криклив, шаловлив, особо подчеркивается болезненность, капризность и непослушание в целом.

kapriznyj-rebenok3

Безусловно, образ первого малыша выглядит более привлекательно, к тому же, поскольку художественные образы из мультиков и книг собирательны, в них просматриваются черты многих детей. Но что примечательно, как положительные, так и отрицательные образы изображают вполне нормальных детей – первые нормальны по определению, вторые – нормальные себе плохиши.

Вызывает интерес, однако, не разница между образами плохих и хороших, а разница между воспитательными подходами, которые в утрированной форме маячат за спинами героев.

В первом случае ребенка учат. Планомерно и системно прививают мораль, навыки и знания. Во втором, ребенок учится сам – набивает синяки и шишки, спорадически, но неуклонно постигает мир вокруг себя как природный, так и человеческий, и духовный. Если смотреть с этого ракурса, то симпатии смещаются в противоположную сторону.

Скажи-ААА-тигр-и-ребенок-обои Во-первых, когда как ни в детстве ставить смелые эксперименты и познавать вещи методом тыка, во-вторых, я считаю, что ничему научить нельзя, можно только научиться. Но и это неважно, так как примечательно, что обе методики тоже считаются нормальными и приемлемыми.

Как же быть? Этот вопрос возник по причине того, что оба подхода имеют изъяны, о которых при описании лаконично умалчивается.

В первом случае, прививая ребенку все полезное (а, может, и бесполезное, как знать), мы навязываем ему свою волю, развивая тем самым в нем десятки комплексов.

То есть мы растим закомплексованного, нерешительного, безвольного  человека, хотя внешне это необязательно заметно, тем более в раннем возрасте.

Девочка-портрет-картинки-на-рабочий-стол

Во втором случае в качестве отдачи мы получаем своенравного, читай «капризного», безучастного, сильно темпераментного, но бесхарактерного и инфантильного человека, зачастую обремененного десятком надуманных предрассудков.

Для своего ребенка я не пожелал бы ни того, ни другого, но,  как ни странно,  эти два типажа вполне нормальны – таких людей пруд пруди кругом и даже в нас самих.

Кто-то может назвать это все трюизмами, банальностями и будет, конечно, прав. Но стоит выйти на детскую площадку, как, казалось бы, простые истины рассеиваются в многообразии родителей и их детей. Этот текст — всего лишь попытка вернуться на твердую землю. Другие справедливо заметят бесполезность этих рассуждений, мол, болтовня, да и только.

Урезонить этот довод трудно, но, поверьте мне, вам с завидной регулярностью будут рассказывать, что у вас не нормальный ребенок и когда-нибудь таки достигнут своей цели, ибо, как известно, даже у драконов есть подмышка, а у Ахиллеса должна быть пятка. Тогда-то вам и придется осмыслить все, однако уже не с позиции пользы-непользы. Поэтому я ,все таки, закончу начатое и постараюсь осмыслить феномен нормальности.

h

Чтобы разгадать эту японскую загадку (говорят, что матрешку придумали в Японии) предлагаю сконцентрироваться на двух словах, которые присутствуют в обоих случаях – это нормальность и инфантильность.

Говоря о «нормальности» ребенка мы, независимо от методики воспитания, предполагаем, что он нормально войдет в «нормальную» жизнь, где «нормально» интегрируется в общество других «нормальных» людей или детей и займется «нормальным» делом. Чтобы так и произошло нужно, всего то, чтобы у ребенка было нормальное развитие обеспеченное нормальными родителями.

Нормальные родители не ставят ребенку сверхзадач и четко понимают, что будущее, в которое идет их ребенок, это не их будущее, а его. В этом будущем вещи, которые сегодня кажутся правильными, могут не оказаться таковыми. Совсем конкретно для примера – кидать ребенка в прорубь не нормально, как не нормально отправлять трехлетку учить языки, а пятилетке дарить на День Рождения телескоп.

Уверенный-ребенок-картинки

Нормально пойти с ребенком за грибами, отдать трехлетку на а-ля танцы или в лягушатник, а пятилетке подарить на ДР хороший конструктор. Инфантилизмом называют, согласно википедии, возрастное отставание – «ребячество» по-нашему.

Чтобы такого не происходило необходима непрерывность в развитии. И это тоже прямая обязанность родителей. Хотя будущее нам и не принадлежит, в настоящем мы разбираемся куда лучше, так как мы его непосредственные творцы, а, значит, поставить задачу и мотивировать ее выполнение мы можем куда лучше, нежели ребенок.

Самое классное, что над этим всем не надо ломать голову, достаточно просто интересоваться ребенком и быть интересными ему, а задачи сформируются сами по себе (остается только подметить их), мотивация при этом прилагается автоматически – она заключена в фразе: «Когда я вырасту…», надо лишь подстегнуть ее. Главное не забудьте хоть раз услышать «не хочу».

Таким образом, чтобы вырастить «нормального» ребенка, надо перестать считать его своей улучшенной версией, но не забывать, что он во всем ориентируется на нас, смотрит на нас, повторяет за нами и хочет быть похожим на нас. «Нормальный» ребенок, соответственно, тот, который сначала скажет: «А ,вот, мой папа/мама/брат…».

Верьте в себя и своих детей – они самые лучшие!