Похвала и наказания: две стороны одной медали
Воспитание

Похвала и наказания: две стороны одной медали

В нашем обществе крепко укоренились модели воспитания подрастающего поколения при помощи похвалы и наказаний.

 

Мы используем эти методы из поколения в поколение, часто “на автомате”, не задумываясь… Потому что так воспитывали нас, потому что не знаем, как можно по-другому, да и нужно ли по-другому? Зачем?

А давайте сегодня копнём немного глубже!
У каждого родителя есть свои представления и пожелания, каким бы он хотел видеть своего ребёнка в будущем.
Счастливым, здоровым, успешным, уверенным в себе, вежливым и т. д. Есть много пунктов, которые в это описание включит почти каждый родитель, кто-то добавит что-то своё…

И хоть эти пожелания и возникают у нас из самых лучших побуждений, они все равно больше про нас, а не про другого человека. Это наши ожидания, и они могут отличаться от того, каким хотел бы быть сам ребёнок. Более того, они мешают нам видеть, какой он есть!
Я говорю сейчас о выставлении условий, границ принятия своего чада.
Доброго, умного, послушного — хочу! Импульсивного, кричащего, дерущегося — не хочу! Но и то, и другое — это всё про него — про родного, любимого. И всё, чего он ожидает от нас, — это не воспитания ради светлого будущего, а принятия и любви здесь и сейчас. Любви не потому, что он какой-то…
А просто так — без каких-либо условий.

И здесь не важно, хвалим мы или наказываем, и то, и другое — по сути, просто две стороны одной медали. Убрал игрушки — молодец, помыл посуду — умница! Подрался в школе — три дня без компьютера, соврал — посиди в комнате и подумай над своим поведением! А если не уберёт, не помоет, то тогда не умница, не молодец? А если бьёт и врёт, то тогда что? Меньше любим? Откажемся от него, что ли? Нет, конечно! Любим ведь, несмотря ни на что, всегда любим!

Но вот вопрос: знают ли об этом дети? Считывают ли они за нашими приёмами воспитания “благие” намерения и безмерную Любовь к ним? К огромному сожалению, основной посыл, который зачастую до них доходит, — это “я не такой”, “меня такого не хотят”.

Дети чувствительны к нашим ожиданиям, и они очень часто, выбирая между СОБОЙ и желаниями родителя, отдают предпочтение последнему. Они втискивают себя в наши рамки — только ради того, чтобы получить одобрение, чтобы стать таким, которого принимают и любят. Но разве этого мы хотим для них?

Несомненно, избавиться полностью от ожиданий, принять ребёнка любым и всегда — это очень большой труд. И, скорее, это вектор, а не цель, к которой можно прийти. Но когда мы понимаем, насколько ЗНАЧИМ именно этот вектор, мы продвигаемся вперёд — постепенно расширяем рамки принятия своего ребёнка и с каждым днём сами становимся более зрелыми и мудрыми.

Online-курс. Похвала и наказания: две стороны одной медали.

 

Текст: Алена Скорик