Прямое влияние гендерного воспитания на личность ребенка
Є питання Виховання

Прямое влияние гендерного воспитания на личность ребенка

В семье происходит принятие мальчиками и девочками своей гендерной роли, запечатление мужского и женского образа для того, чтобы в дальнейшем ему соответствовать. Но нужно ли это?

Семейные законы

Наблюдая за родителями, ребенок принимает как данность, как аксиому, что папа проявляет активность, ставит перед собой цели и достигает их, добивается задуманного, способен защитить, помочь, научить. К нему можно обратиться за помощью, советом, инструкциями, рекомендациями. А мама — мягкая, добрая, нежная, заботливая, создает комфорт и уют, но при этом тоже зарабатывает. С ней рядом спокойно, приятно, можно расслабиться. К ней можно прийти с бедой и получить сочувствие, утешение, эмоциональный отклик, заботу, ободрение.

Если эти роли реализуются таким образом, то взаимоотношения складываются гармонично. Муж и жена дополняют друг друга и вместе с тем лидируют каждый в той сфере, где он наиболее компетентен. Например, у жены лучше получается готовить, а муж хорошо умеет клеить обои.

Инверсия

Иногда происходит инверсия (обмен местами, перевертывание) ролей. Что при этом происходит с детьми? Им не хватает любви, опеки, нежности, доброты, заботы, эмоционального принятия и поддержки — тех проявлений, которые присущи женской роли. Как известно, не получая чего-то, мы не научимся это отдавать другим. А значит, появится холодность, эмоциональная обедненность, неудовлетворенная потребность в любви. Такие дети часто проявляют агрессивность, не способны к сочувствию, испытывают трудности в общении, тяжело входят в новый коллектив.

При полной инверсии гендерных ролей мужчина пассивен, мягок, безынициативен. Зачастую он не имеет «веса» и авторитета в семье. Это также не свойственно мужской природе. Поэтому в подобных случаях мужчины часто дистанцируются. В подобных ситуациях перед глазами ребенка мужчина, который не может защитить, помочь, дать дельный совет. Детям не хватает ощущения стабильности, убежденности в том, что окружающий мир безопасен настолько, что его можно осваивать. Как следствие, появляется тревога, неуверенность в себе, заниженная самооценка, защитная агрессия, замкнутость, зажатость, боязливость.

Исправляем ситуацию

Если произошла полная или частичная инверсия ролей, то необходимо в процессе переговоров разобраться, какие сферы жизнедеятельности семьи берет на себя каждый супруг. При этом стоит учитывать особенности темперамента. Например, не следует жене-холерику подгонять мужа-флегматика: быстрее выполнять поставленную задачу он вряд ли будет, скорее всего, расценит поведение жены как руководство и контроль. Также полезно отслеживать собственные чувства и реакции: не связано ли желание «всюду успеть», за всем проследить с повышенной личностной тревогой, недоверием к супругу? 

Кроме того, необходимо проговаривать вслух в доброжелательной форме свои желания, стремления, мечты, впечатления. Мужчины более прагматичны, рациональны и конкретны, они не всегда способны догадаться о том, что думают жены по тому или иному поводу, чего они хотят и что им не нравится. В результате у женщины может появляться ощущение, что ею пренебрегают, ее отвергают. На самом деле мужчина просто не знает, чего от него ждут в данный момент.

Если ребенка воспитывает только один родитель…

Если ребенка воспитывает один родитель, то, желая дать ему все, он зачастую стремится быть и папой, и мамой. Это приводит к тому, что ребенок не получает четкого представления ни о мужской роли в семье, ни о женской. Например, мама, воспитывающая сына одна, обеспечивает, договаривается, контролирует, решает сложные вопросы… Конечно, избежать этого полностью невозможно. Но в тех ситуациях, когда она может «побыть женщиной», нужно следовать женской роли: просить о помощи окружающих и принимать ее, адекватно реагировать на знаки внимания, быть нежной, доброй, мягкой, открыто выражать эмоции, заботиться о себе, своем здоровье и внешности и т. д. А недостающую мужскую роль реализовывать с помощью мужского образа. Это может быть дедушка, старший брат, дядя, крестный и т. д. Здесь ребенок будет знакомиться с паттернами поведения, которые присущи мужчинам. Если в ближайшем окружении ребенка нет кандидата на эту роль, то можно создать собирательный образ Мужчины, употребляя в беседах с ребенком такие словесные интервенции, как: «мужчины — это те, кто…», «мужчины поступают…», «мужчины делают…», «мужчины не делают…» и т. д. Таким образом, в собирательный мужской образ можно закладывать моральные ценности, убеждения, установки, составляющие, по мнению мамы, канву личности достойного, сильного, адекватного, успешного мужчины, которым каждая мать хочет в будущем видеть своего сына. Аналогичный принцип действует и в тех ситуациях, когда детей растит только отец. Только здесь создавать или подыскивать среди ближайшего окружения нужно будет образ Женщины.

Воспитывая ребенка самостоятельно, не стоит считать, что это неизменно и так будет всегда. Искать кандидата на роль мужчины, папы, мужа (или жены и матери для своих детей) можно и нужно. При этом следует не только проявлять осмотрительность, но и внутренне настраивать себя на положительное развитие событий. Ведь, ожидая от жизни позитива, мы в итоге получаем его.