Три запрещенных приема родительского собрания
Виховання

Три запрещенных приема родительского собрания

Родительское собрание — испытание не для слабонервных. Обсуждение текущих дел, сбора денег, отношений в коллективе. Но самым сложным оказывается вынесение конфликтов между детьми на уровень родителей. Как обсуждать болезненные темы в кругу родителей и преподавателей?

Анна Чаплыгина, специалист по этикету, автор блога «Этикет в историях», рассказывает о трех ситуациях, которые нельзя допустить на родительском собрании.

Ситуация первая. Учитель обсуждает не ситуацию, а детей

Представим ситуацию: в классе произошел конфликт, учитель хочет обсудить с родителями поведение детей. В данном случае очень важно, чтобы учитель осознавал: он хочет обсудить детей или саму ситуацию.

Проговорить саму ситуацию полезно для всех родителей с превентивной целью, чтобы подобное не повторялось. Чтобы родители могли прийти домой и обсудить возможную форму поведения со своими детьми.

В таком случае учителю стоит поднимать тему без указания имен детей. Например: «Родители, я хотел бы обсудить с вами следующую ситуацию, которая произошла в нашем классе. Один из детей сделал то-то, второй — то-то».

Дальше нужно разобрать и согласовать с родителями, что именно не приветствуется в коллективе. Это важно, чтобы взрослые были участниками, а не исполнителями коллективного договора. То есть все договариваются об общей норме поведения детей, что приемлемо, а что нет. И дальше участвуют в регулировании конфликтов со своей стороны, уже дома.

Если учитель на собрании обсуждает не конфликт, а имена участников, то терапевтический эффект теряется и обсуждение может превратиться в публичное судилище.


Ситуация вторая. Обсуждают вашего ребенка

В идеале конфликт между конкретными детьми учитель должен обсуждать с глазу на глаз с родителями этих детей, не делая его достоянием всех родителей. Если учитель поступает по-другому, можно попытаться его остановить. Например, сказать:

«Валентина Петровна, прошу прощения, что перебиваю вас, но ситуация довольно деликатная. Можем ли мы обсудить ее после общего собрания в присутствии родителей участников конфликта?»

В данной ситуации возможно даже заручиться поддержкой остальных родителей, объяснив, что «многим из присутствующих было бы неприятно, если бы обсуждали их ребенка». Такое перенесение будет понятно любому родителю. Публичное обсуждение поведения конкретного ребенка похоже на судилище, а обсуждение сути конфликта — это решение общей проблемы.


Ситуация третья. Конфликт с родителем

Как и в ситуации с преподавателем, стоит как можно раньше прервать попытку публичного обсуждения частного конфликта и предложить обсудить его тет-а-тет после собрания. Возможно, на первых родительских собраниях стоит всем договориться, как в будущем родители будут решать спорные моменты: лично; лично с участием третьей стороны — учителя или директора; коллективное обсуждение проблемы, но не участников. Сложно, но возможно. Конечно, это не касается из ряда вон выходящих ситуаций, для них нужно искать точечное решение, но всегда с уважением к личным границам каждого из участников.

Если с самого начала не договориться о правилах комфортного сосуществования родителей, дальше жить будет только сложнее. А мы здесь надолго.