Агрессия на детской площадке. Кодекс поведения
Думки Виховання

Агрессия на детской площадке. Кодекс поведения

С приходом теплых деньков, время пребывания на детских площадках заметно выросло.  И вырос риск попасть в конфликтную ситуацию на детской площадке. Как избежать агрессии и как найти выход из ссоры разбиралась наш автор Александра Николаева.

“Моему сыну Егорке уже полтора года, и, буквально за прошлые две недели, я оказалась в новых для себя обстоятельствах, связанных с его поведением в обществе. Он щедро посыпает песком рядом находящихся детей. Егора часто толкают: в битве за игрушку, мешает пройти/проехать, просто так. Он и сам теперь толкается, по тем же причинам. Недавно муж вернулся после прогулки с сыном в гневе, что Егорка отбирает или просто берет чужие игрушки. И на прогулке муж занимался тем, что уводил сына с детских площадок на «безопасную территорию». Положительный момент в том, что пока мне удается быстро отвлекать сына от неприятной ситуации и обходиться без истерик.

shutterstock_30571552_cr

Но все же я решила поискать в интернете ответ на вопрос, как действовать в описанных выше случаях. Прочитала множество статей детских психологов на тему «правил поведения детей на детской площадке» и «что делать, если ребенок толкает других детей», спросила совета опытных мамочек. И в конечном итоге отобрала для себя несколько правил:
«Игрушечные» правила: 
  1. Все игрушки на детской площадке в коммунальной собственности. Брать можно, спросив разрешения и  важно учить этому поведению ребенка. Если же хозяина игрушек нет поблизости, пусть ребенок спокойно играет «чужим богатством».
  2. Ходить на улицу со своими игрушками (желательно, недорогими), учить делиться или предлагать свои игрушки взамен.
  3. Если  у ребенка (1-2-х лет) отобрали или отбирают силой игрушку, которая ему принадлежит, то мы, как родители, показываем своим примером как себя вести в данном случае.  Главное правило – отстаивать  интересы ребенка. То есть, отобрали у  ребенка игрушку, и мы за ребенка говорим: «Это игрушка моего сына/дочери, и мы с ней еще не доиграли, отдай нам ее». Таким образом, мы учим  ребенка защищать свои границы и  разрешать вопрос словесно.
  4. В случае “борьбы” за одну и ту же чужую игрушку, говорим ребёнку (который хочет забрать игрушку): “он/она первая взяла и играет этой игрушкой, он/она поиграет, потом придёт твоя очередь и ты поиграешь”, а ребёнку у которого игрушка, говорим, что другой ребёнок тоже хочет поиграть и через какое-то время он должен будет дать поиграть другому ребёнку.

 

Учиться договариваться и получать согласие обоих.

«Агрессивные» правила:
  1. Если агрессия исходит от чужого ребенка к своему:  в роли защитника до 5 лет выступаем мы, родители.
  2. Учить давать сдачи и мстить нельзя, поскольку ребенок до определённого возраста не в состоянии различать понятия  защиты и агрессии.
  3. Учить словесному ответу.
  4. После 5 лет, для обучения самообороне, можно водить мальчиков на боевые искусства.
Я долго искала внятный ответ, что делать, если агрессия исходит от собственного ребенка, которому еще нет 2-х лет. В основном, находила информацию о том, что в агрессии детей после двух или трех лет кроется причина, которую важно найти и устранить. Причем, корни проблемы зачастую  идут к самим родителям, как утверждают психологи. Обрадовалась, когда случайным образом нашла статью (за 2012 год!) психолога Светланы Ройз «Памятка-инструкция по без-наказывательной и наказывательной воспитательной жизни». Для себя решила, что до двух лет буду проговаривать Егорке, что НЕЛЬЗЯ делать (сыпать песок, бить, толкать), останавливать его вредоносные действия и выводить из зоны напряжения, отвлекать его. А после двух лет, если агрессия продолжится, буду учиться правильно наказывать и искать причины агрессии.
stk104625cor
Приведу ниже часть статьи С.Ройз  по затронутой теме этого поста:
Любой ребенок будет стремиться расширить границы. Нам важно чувствовать, узнавать в книгах и статьях по возрастной психологии, какие же потребности и какие задачи конкретного возраста. Какой «панцирь» сейчас актуален.
Мы с вами помним, что любой детеныш развивается в своих рамках. И общие советы, к сожалению,  редко работают. И то, что срабатывает в воспитании у ваших друзей и родственников, может быть именно для вашего ребенка бесполезным.
Важно, чтобы наказание соответствовало осознаванию и возрасту ребенка.
  1. В 1,5 – 2 года собственный контроль над эмоциями, чувствами, импульсами не работает. Ребенок делает что-то импульсивно или подражая другим.
  2. Ребенку важно сказать – НЕЛЬЗЯ, СТОП, вынести из зоны напряжения и переключить внимание на что-то другое.
  3. В 2,5 -4 года – время развития самосознания. Время, когда ребенок только учится брать ответственность за поступки и их последствия. Нужно давать ребенку паузу на обдумывание (посадить на скамейку, например), а потом помочь справиться с последствиями – попросить прощения, собрать на совок осколки чашки и проч.
  4. 3,5 – 5 лет – очень важно уважение к личности. Бить, унижать, ругать особенно в присутствии других очень не рекомендовано. Мы можем сказать – давай сейчас исправлять, то, что сделано. Мы разберемся дома. (или давай вместе подумаем, как правильнее вести себя в будущем)
  5. После 5 лет ребенок осознает, что нарушает правила. ВАЖНО, ЧТОБЫ ЭТИ ПРАВИЛА БЫЛИ ПРОПИСАНЫ В ДОМАШНЕЙ КОНСТИТУЦИИ или проговорены и чтобы вместе с ребенком на домашнем совете было принято решение, какие штрафы (наказания) вводятся за нарушения правил.
Мы помним, что мы стараемся наказывать – лишая хорошего, а не делая плохо ребенку любого возраста.
Желаю всем умения (или хотя бы попыток) достойно выходить из конфликтных ситуаций ваших детей!”