Зачем развивать эмпатию в ребёнке
Виховання

Зачем развивать эмпатию в ребёнке

Кухня квартиры в центре города. Я сижу на своём третьем приёме у психолога. Кофе заварен, я расплываюсь по столу от атмосферы доверия и принятия. «Наверное, он хотел получить от тебя немного эмпатии?» — говорит психолог. Я внутренне сжимаюсь от неизвестного слова, но быстро нахожу объяснение: «Видимо, так называется «симпатия» на профессиональном языке».  СТОП-СТОП! Оказалось, эмпатия — это НЕ симпатия.

Что такое эмпатия и симпатия?

«Симпатия — это когда ты чувствуешь расположение к кому-то, а эмпатия — это когда ты чувствуешь то, что чувствует другой человек, со-переживаешь ему» Катя Игнатова, психолог

Если смотреть на эти понятия применительно к детям, то всё становится совсем просто. Ребенок, растущий в семье, где эмпатию не развивают, будет сопереживать тем, кто ему симпатичен. Он захочет пожалеть маму, если она порезала палец, погладит друга, который упал с качелей, и обнимет любимую собаку, если ей прищемили лапу.

Однако этот же ребёнок может ударить палкой соседскую кошку, потому что она «не наша». Он будет дразнить в школе девочку с лишним весом и гнать с площадки мальчика азиатской внешности. Для него мир поделен на хороших своих и плохих чужих.  Школы и детские площадки переполнены детьми, которые отрицает всё “иное”, будь то ребёнок с рыжими волосами, собака с тремя ногами или мальчик, который в 7 лет не умеет читать. Понятное «своё» принимается, непонятное «чужое» отвергается.

Зачем нужна эмпатия?

«Ну и что?» — скажет часть родителей. — «Пусть делит, — в мире и правда не всё такое красивое и розовое. Пусть лучше он будет жестче и не будет расстраиваться из-за бед других людей. В мире столько зла, что проще закрыть на всё глаза и смотреть только в
сторону лёгкого».

И правда, зачем тогда нужна эмпатия?

Знание о том, что миллион китайцев голодают, начинают иметь смысл, когда мы знакомимся с одним конкретным китайцем, который голодает.

Джон Стейнбек

  • Чтобы чувствовать себя безопасно, ребёнку во всем нужна ясность. Когда он встречает человека, отличающегося от него рядом признаков, он включает режим идентификации. Ага, я умею читать, а он нет. У меня нет очков, а у него есть. Значит, он враг и идёт в лагерь непонятных-плохих-чужих.  С этого начинается неприязнь, перерастающая в агрессию и часто в травлю. В то же время ребенок, у которого развита эмпатия, маловероятно попадет в команду буллеров, которые травят других детей.
  • Развитая эмпатия дает человеку больше шансов на успех в жизни. Вы лучше понимаете людей вокруг и проще находите с ними общий язык. Проявляя эмпатию по отношению к другим, вы даете людям ощущение, что понимаете и признаете их чувства. Такие люди — огромная ценность, обычно они — душа компании.
  • При развитой эмпатии агрессивность теряет краски. Соответственно, в сложной ситуации ребёнок не будет провоцировать конфликт, но будет интуитивно находить самые безболезненные пути для решения проблемы. Вместо того, чтобы лезть с кулаками в драку, он парой фраз сможет добиться мира.
  • Взрослому человеку эмпатия просто необходима, потому что она дает возможность проще работать с людьми и выстраивать более гармоничные отношения в семье и с друзьями. Вместо того, чтобы осуждать подругу, человек повздыхает рядом с ней на скамейке. При работе с клиентами, сотрудниками или начальниками эмпатия дает возможность быстрее видеть человека насквозь и находить компромиссы.
  • Понимая людей, человеку будет значительно проще на них влиять. Кого-то мотивировать, кого-то убеждать, кого-то останавливать. Донести свою точку зрения до людей, понимая их чувства, значительно проще. Кроме того, самому человеку значительно проще реагировать на негатив. Когда его обижают, эмпатия помогает ему понять другого человека и отпустить ситуацию.

С чего начать?

И правда, не сядешь же с ребёнком за стол и начнешь: «Итак, тебе нужно развивать эмпатию». Нет. Но проще всего взять «учебное пособие» и обсудить его. 

3 книги и 2 видео, которые вам в этом помогут.

  1. Если бы при выписке из роддома выдавали конверт с ребёнком вместе с этой книгой, люди были бы добрее в разы. Как выглядел бы мир, если бы у всех были одинаково большие носы, одинаковое имя, люди думали бы одинаково и ели бы одинаковое мороженное? Книга, как обычно с подобного рода произведениями, в первую очередь, для взрослых. В то же время, формат идеален для детей: картинка + 4-5 слов. “Одного поля ягоды”.
  2. Почему мы опасаемся или не любим людей другой национальности? Нас пугает то, что не знакомо. “Скажи мне “Здравствуй” Алексея Олейникова дает самое важное — знания. Что такое курбан байрам, почему дом – это хата на украинском, что “мама” по-татарски “анкай”. Думаю, для многих детей будет откровением узнать, что “мама” – не международное слово.
  3. Книга “Детям о важном. Как говорить на сложные темы” о том, что все люди разные, но с каждым у нас есть что-то общее. У мальчика на костылях тоже есть мама и своя комната, он, как и ты, любит собак. А старенькая бабушка на кассе только теперь стала такой медлительной и забывчивой. Но когда-то была ребенком, как ты, бегала по улицам и каталась с горки.  Когда другой человек, казалось бы, совсем на тебя не похожий, приобретает твои черты, он перестает быть абстрактным.
  4. Фильм о том, что дети бывают разными. Артур, режиссер и оператор этого ролика, сделал видео о своём брате. Покажите его ребенку и спросите, что общего у него с героем? Уверяю, что будет 10 вариантов “я тоже”, и практически ни одного различия.
  5. Видео BBC, собравшее 51 млн просмотров. В нём дети отвечают на вопрос: «Чем вы друг от друга отличаетесь?» Мы видим двух друзей, темнокожего и светловолосого мальчиков, которые вздыхают перед камерой и не могут найти ни одного различия. Две девочки, одна из которых в коляске, рассказывают о том, что они по разному любят помидоры. В этом видео все пары просто уникальны. Смотреть на детей, не видящих разницу в цвете коже и разрезе глаз, приятно до слез.

Вы начинаете с очевидного, — учите ребёнка смотреть чуть глубже, видеть не только очевидное, но и то, что сразу может быть не заметно. Он учится анализировать ситуацию и свои эмоции, привыкает мыслить самостоятельно, не поддаваться стадному чувству.

Автор: Наталья Ремиш
Источник: Школа осознанного родительства большая Медведица