Какое обучение стоит выбрать для ребенка. Взгляд изнутри.
Очень скользкая, сложная и нужная тема, которая обмывается в последнее время со всех сторон. Интересно, что я, как бы, нахожусь по обе стороны баррикад. Работая и в альтернативном, и в стандартном образовании одновременно, я наблюдаю и имею возможность анализировать – реформы, динамику развития, прогресс, сильные и слабые стороны и многое другое. Учитывая, что своих детей я отдала именно в альтернативное, несложно предположить, на чьей я стороне. Однако в этой статье я постараюсь быть максимально объективной по отношению к обеим.
Профессионализм. Слушая научных работников от официального образования, я иногда впадаю в ступор, потому что даже не понимаю их языка! Они – профессионалы высшей категории. Речь идет не о школьных учителях, а о создателях концепций, программ. Раньше я относилась к ним скептически (особенно, учитывая некоторые откровенно абсурдные задания школьной программы), но столкнувшись лично, мнение поменяла. Это действительно, люди, которые владеют методиками, имеют большой опыт, мыслят трезво и аналитически.
В то же время, альтернативное образование сейчас во многом движется «наощупь». Идеи и цели кажутся сырыми, подходы – слишком гибкими, а направление – не понятным. «Выживают» – в правильном, философском, а не коммерческом смысле – только те, кто твердо стоит на своих ценностях, не подстраиваясь под клиентские запросы и собственные финансовые амбиции. Но таким сложно «выжить» в смысле эволюционном. Возможно, скоро выход найдется, особенно с принятием нового закона об образовании. Но пока «воз и ныне там».
Реформы. Стандартное образование, действительно, стремится к реформам и делает для этого многое. Наверное, даже больше, чем за всю историю своего существования. Но правда в том, что этого ничтожно мало. Созданная махина настолько укоренилась и утвердила свою систему в учреждениях, документации, сознании, что попытки отойти от нее еще долго будут простой формальностью. Хотя вода камень точит. Однажды старое поколение сменит новое и все, конечно, поменяется. Только можем ли мы, любящие родители, столько ждать, когда наши дети нуждаются в реформах уже сейчас?
Фактор доверия. У официального образования, как зарекомендовавшего себя очень не плохо десятилетиями (ну мы же выросли), степень доверия гораздо выше, потому как альтернативное пока мало чем может похвастаться в плане результатов. Когда у него вдруг всплывают невероятные истории вроде самостоятельного поступления детей в иностранные ВУЗы или про открытия, которые меняют мир, нам проще предположить, что речь идет о неких «детях-гениях» или очень богатых родителях. Так защищается наша психика, которая не хочет расширить свое сознание настолько, чтобы понять, какой ущербной является наша жизненная позиция. У нас есть доступ практически к любой информации, но мы упорно продолжаем закрывать глаза на то, каким становится мир и каких требует изменений. Хочу рассказать две показательные истории из многих, которые мне приходилось прожить на своем опыте.
Недавно говорила об альтернативной школе с представителем официального образования. Спросил, почему не отдала ребенка в обычную школу. Я сказала: “пыталась. Но он встал и ушел”. В глазах ВСЕХ присутствующих при диалоге прочитала недоумение: “и Вы с этим ничего не сделали”??? Не сделала. Потому, что ребенок имеет право встать и уйти.
Собеседник возразил: “но это же медвежья услуга, он не сможет в других жизненных ситуациях взять и уйти”! Почему не сможет? Привел примеры: защита Родины (лично я считаю, что по-настоящему защищают Родину люди по своей воле). Болезнь близкого человека (у меня мама умирала на руках и я точно знаю, что уход за близким человеком – это только по своему желанию). Больше примеров не нашлось.
Люди задумались, но я их все равно не убедила. Потому что есть вещи, которые в нашем сознании сотрет только время. Вопреки логике и здравому смыслу, мы все равно по инерции держимся за эти шаблоны, как за что-то фундаментальное в нашей жизни. Думаю, нашим детям с родителями повезло (скромная я)))) Папа за 50 лет своей жизни ни одного дня не работал “на дядю”. Мама работала много, но все “дяди” воспринимали ее скорее как партнера, чем работника))) Мы растим сына свободным. Поэтому да, он может встать и уйти. По сути, это и есть фокус альтернативной школы – права и желания ребенка, его выбор. Но наше общество, к сожалению, пока не готово к этому из-за своих стереотипов.
История 2, в продолжение первой. Слушая нашу дискуссию, в нее вмешалась еще одна представитель официального образования. Она в принципе, поддержала альтернативное образование, отметив, что это очень прогрессивная отрасль. И все же. Ребенка всему можно научить, но не учить учиться! Этому, по словам коллеги, может научить только общеобразовательная школа. И тут у меня возникло сильное внутреннее противоречие: как может научить учиться школа, которая не дает практические навыки? Как может она научить, не прививая тягу к знаниям, а только требуя результат? Как она может научить учиться современных детей, навязывая им отношения «я – начальник, ты – дурак» и многие другие пережившие себя в нашей стране вещи?
В ногу со временем. Вот после этого наступает совсем сумбур в мыслях, правда? Но это хорошо. Потому, как такой ответственный шаг, как альтернативное образование, требует четкого, уверенного и отважного решения. Это, своего рода, риск любящих родителей, для которых это нечто вроде облить ребенка ледяной водой в трехдневном возрасте (я практиковала), или отпустить шестилетку самого в лагерь далеко от дома (практиковала тоже)…Это когда понимаешь, что этот риск – на самом деле, самое лучшее, что ты можешь сделать для своего ребенка. Но все равно страшно. Очень. Вдруг не справимся? Не осилим?
Стандартное образование – это не плохо, есть в нем (как и во всем остальном, конечно) свои плюсы и минусы, сложности и, наоборот, облегчения. Вопрос только в том, кого вы хотите вырастить? Каким мечтаете увидеть своего ребенка в будущем? Хотите ли дать ему максимум возможностей или «достаточно, как у других»? Ответив на эти и другие возникающие вопросы, вы точно почувствуете, какое решение нужно принять.
Автор: Наталья Грабовская