Американская начальная школа. Взгляд изнутри
Важливо знати Як мене мама в школу збирала Освіта Спецпроект

Американская начальная школа. Взгляд изнутри

Что нужно, чтобы поступить в школу в США, как устроена младшая школа, как начинается утро школьника и из каких занятий состоит день. И успевают ли дети обедать?

Прошла первая неделя обучения Алисы в американской школе в третьем классе, и уже сейчас можно сделать какие-то выводы об американской системе начального образования.

Поступление в школы США

Все начинается с выбора школы. В каждом городе есть плохие и хорошие государственные школы. Государственные школы бесплатны. Их рейтинг известен и основан на том, как школьники сдают тесты по ключевым предметам — математика, английский язык, наука (похоже на наш окружающий мир). К каждой школе приписаны определенные районы города. Приоритетны для попадания в школу те школьники, которые живут на закрепленной территории.

Для того, чтобы попасть в бесплатную государственную в школу, не надо быть гражданином США. Более того, не нужно доказывать легальность своего пребывания в стране — берут всех, кто докажет свое проживание на территории, прикрепленной к школе. Для этого надо показать счета на оплату услуг ЖКХ на имя родителя ребенка, договор аренды дома или квартиры.

Чтобы попасть в хорошую школу, некоторые немного жульничают — например, оформляют липовый договор аренды дома у своих родственников, которые живут в нужном районе. В случае раскрытия обмана школьника исключают из школы. Если ты живешь в районе, к которому приписана школа с низким рейтингом, то есть 2 варианта исправления ситуации — пойти в частную школу или купить дом в другом районе с хорошей государственной школой. Одни наши друзья даже переехали в другой город, чтобы дети пошли в государственную школу с высоким рейтингом.

Повезло, что к нашему дому приписана школа с высоким рейтингом 9. И кроме того, до нее рукой подать – 3 минуты на машине или 15 минут пешком.

Младшая школа в США

Начальные школы здесь располагаются в небольших домиках по типу бунгало — с улицы есть вход в свой класс. Это очень удобно, поскольку ребенку не надо ходить по этажам. В Калифорнии погода и чистота улиц такая, что вторая обувь не требуется. В чем вышел из дома, в том и ходишь в школе. Гардероба тоже нет — все куртки будут с ребенком в классе. Формы тоже нет, хотя есть небольшие ограничения по одежде — запрещены открытые плечи и живот. В остальном — полная свобода. Девочки, как правило, ходят в майках, легинсах или джинсах, на ногах кроссовки. Это очень удобная одежда для школы, поскольку она никак не стесняет движение.

Здесь вообще все очень много двигаются. Дети здесь не переодеваются для уроков физкультуры, занимаются прямо в тех же майках и штанах. Физкультура проходит на площадке во дворе школы — там они бегают, прыгают, играют в мяч. Каждая перемена проходит на площадке, у детей нет никаких гаджетов, все прыгают, бегают и веселятся. Лисе это очень подходит, потому что она очень активна и в русской школе страдала из-за того, что все сидят со своими гаджетами и нет возможности побегать на свежем воздухе.

К слову стоит отметить, что в Калифорнии действительно воздух свежий. Школа стоит в окружении эвкалиптов, сосен. Воздух такой, что можно стоять и наслаждаться запахом свежести, различных цветов и деревьев. Машины имеют дополнительные фильтры и совсем не пахнут.

В нашей государственной школе все учебники, рабочие тетради, канцелярию и дневник выдали бесплатно. Рабочие тетради с домашним заданием построены так, что можно вырвать 2-3 листочка и взять их домой. Учебники остаются в школе. Домой ребенок идет с папкой с 2 отделениями “вернуть в школу”, в которой он несет выполненное домашнее задание, и “оставить дома”, где лежат листочки с тем, что они делали в школе. Рюкзак легкий, почти ничего не весит.

Школьный обед 

В школе есть время для перекуса и обеда — на перекус дается 15 минут, на обед — 40 минут. Обед не после уроков, как в России, а прямо в середине занятий. Можно купить еду в школе (обед стоит 2,75$, в разных школах разная стоимость обедов), а можно принести свою еду в специальных сумочках для ланча. Дети очень любят выбирать себе такие сумочки, термоса для них.

Меню обедов выдается родителеям на месяц. Поэтому всегда можно выбрать, что ребенок будет есть – школьную еду или домашнюю. В школьном меню есть курица, пицца, картошка, салаты, овощи, хот доги, мясо, фрукты. Здесь очень много внимания уделяется школьной еде. Родителям выдаются памятки о том, какая еда считается здоровой и полезной, например, пишут о том, что в рационе должны быть овощи, фрукты, а не чипсы с печеньем.

Лиса один раз попробовала школьную пиццу, она ей не очень понравилась, поэтому я даю ей сумочку с домашней едой. На перекус Лиса берет фрукты (яблоко, клубнику, виноград, черешню), печенье, йогурт, какой-то фруктовый батончик. На обед Лиса просит приготовить макароны, рис, картошку, курицу, котлеты. Супов тут нет и никто от этого не страдает.

Расписание дня  в школе

Школьный день начинается в 8.30. Можно прийти раньше и поиграть на площадке, поскольку классы закрыты до начала занятий. В 8.30 начинается общешкольная линейка. Все классы выстраиваются в линии. Вперед выходит директор школы и четыре ученика, один из которых держит американский флаг. Ученики произносят клятву верности США, и все за ними повторяют: “Я клянусь в верности флагу Соединённых Штатов Америки и республике, которую он символизирует, одной нации под Богом, неделимой, со свободой и справедливостью для всех”. Далее ребята повторяют правила школы: “ Я буду добрым. Я буду безопасным. Я буду уважать других и их собственность. Я всегда буду делать лучшее, что я могу”. Потом директор делает небольшое объявление о предстоящих планах на день и на неделю. Все это длится минут 5, и школьники расходятся по своим классам. Начинаются уроки.

Уроки проходят так, что внимание детей постоянно переключается — вот они решают примеры по математике минут 20, потом им рассказывают какие-то научные факты, потом они немного читают, выбирая книги на свой вкус. Все книги маркированы по уровням сложности. Лисе определили книги 2 уровня сложности. Это короткие рассказы с рисунками.

Что касается научных фактов, то здесь есть предмет, который так и называется “Наука”. Этот предмет похож на наш “Окружающий мир”, только, как мне показалось, здесь глубже разбирают определенные темы. Например, 21 августа было солнечное затмение. Всем детям выдали специальные очки, вывели на улицу и они смотрели, как луна закрывает солнце. Потом им рассказали, что это такое, а дети нарисовали картинки с затмением.

В сетке уроков есть чтение вслух, есть чтение про себя. Есть уроки английского, на котором разбирают написание слов (например, cat, hand), их употребление в том или ином контексте; значение сложных слов (например, educated, inspired); виды предложений и т.д. Есть уроки на компьютерах, которые расположены прямо в классе. У каждого ребенка есть свой компьютер, за которым выполняются какие-то задания, их также учат раскладке клавиатуры.

Все перемены проходят на площадке. После обеда учитель может вернуться к математике, с которой начинался школьный день. Все построено на том, чтобы постоянно переключать внимание детей и давать им побегать на переменах. Отметок в начальной школе не ставят — учитель просто рисует звездочки. После уроков Лиса выходит радостной, рассказывает, как было весело и интересно.

Я так понимаю, что задача начального образования в США — привить детям интерес к учебе, показать, что обучение – это веселое и интересное занятие.

Автор: Наталья Анохина