Детские кумиры: хорошо или плохо?
Важливо знати Новини Відносини Виховання

Детские кумиры: хорошо или плохо?

Эта статья для тех родителей, которые готовы задуматься над психологическим механизмом «подросткового идолопоклонничества», понять и принять своего ребенка со всеми его возрастными особенностями.

Во-первых, времена другие, и мораль и нормы общественного поведения отличаются.

Во-вторых, раздражение может быть связано с чувством ревности: Кто-то из знаменитостей может быть для подростка по определению круче родного отца.

И в-третьих, причина порой бывает весьма банальна. Очень часто нас раздражает то, чего мы не понимаем.

Известно, что переходный возраст называется так неслучайно. Еще не взрослый, но уже и не ребенок, уже меньше прав, но гораздо больше обязанностей. Требования со стороны социума в целом и родителей в частности резко возрастают. Все это накладывается на бурное развитие и перестройку всех органов и систем организма. Эмоциональная сфера также нестабильна — немотивированная смена настроения свойственна подростку в период полового созревания.

И при всех этих сложностях существуют важные возрастные задачи, которые необходимо решить. Главнейшие из них — это обретение идентичности, отстаивание собственных психологических границ, развитие эмоциональной сферы.

Референтная группа

Попробуем разобраться, какое же отношение ко всем этим задачам имеют кумиры подрастающего поколения. Ведь нам, взрослым, часто кажется, что ребенок увлекся какой-то ерундой, тратит время, которое можно было бы посвятить учебе или работе по дому.

Для подростка на первый план выходит общение с ровесниками, равнение на них, на компанию, в которой они все находятся, на общие интересы. Есть такое понятие, как референтная группа. Это группа индивидов, с которыми подростки часто взаимодействуют и имеют близкие взаимоотношения. Референтные группы подтверждают либо отрицают старые ценности индивида, а часто формируют новые. Все это означает, что подросток будет склонен увлекаться тем же, что и большинство его знакомых. Ведь быть не таким, как все, в этом возрасте значит быть изгоем. Следовательно, общие кумиры — это один из способов, который использует подросток, чтобы получить поддержку, одобрение и принятие.

Подражание

Кумиры — это еще и образцы для подражания. В поисках идентичности подросток стремится найти того, на кого бы он хотел равняться. На самом деле нет большой разницы между заявлениями «хочу быть космонавтом» и «хочу быть рок-звездой». И в том, и в другом случае это просто разные профессиональные воплощения известности, популярности, общественного признания. И ничего нет в этом плохого, это естественное желание психологического принятия. Совершенно нормально хотеть быть похожим на того, кого все любят и уважают. Согласитесь, вас бы удивило поклонение кому-нибудь неизвестному. К тому же, выбирая кумиров, подросток может определиться и с будущей профессией. Подражая футболистам, ваш ребенок, скорее всего, захочет заняться спортом, а известной кинодиве — пойти на курсы актерского мастерства.

Чувство любви

Рассмотрим также феномен влюбленности в кумира. Любовь — сложное чувство, поэтому «отношения» с кумиром можно рассматривать как форму тренировки перед реальными отношениями. Симпатизировать звезде психологически безопасно. Нет реального контакта, совместного быта, разницы в характерах и социальном положении, которые могли бы в реальной жизни помешать отношениям. Есть только всепоглощающее чувство, восторг, переживание новых эмоций. Бесконечные обсуждения с подругами «идеальности» избранного героя, любовных чувств. Мечты и сожаления, радость и слезы, тоска и разочарование. Все это пройдет со временем, и девушка научится строить отношения более зрелые и, само собой, с реальным человеком.

Увлечения могут быть и знаком для родителей: «Я уже взрослый», «Я не такой, как вы», «Я хочу отделиться». Но и это не повод думать, что ребенок перестал вас любить. Парадоксально: он действительно хочет ощущать себя отдельной, взрослой личностью, но как никогда раньше ему нужна ваша искренняя поддержка и принятие. Подросток «становится на крыло», и ему важно знать, что он все делает правильно.

  • Поговорите с ним, не критикуя.
  • Задавайте ему вопросы, больше интересуйтесь и поддерживайте его увлечения.
  • Применяйте активное слушание.

Сильный же контроль и активное противостояние лишь будут способствовать созданию психологического барьера между вами. Если вы хотите гармонично воспитать ребенка и передать ему свой опыт и свои знания, то постарайтесь также воспринять и его хоть и небольшой, но значимый для него опыт. Пусть даже это опыт, полученный в отношениях с недосягаемым кумиром.