Готов ли ребёнок к школе
Важно знать

Готов ли ребёнок к школе

Полезная информация для родителей, которые готовят своих детей к школе. А именно, что ребенок должен уметь, идя в первый класс.

Вспоминая свои трудности в школьные годы, многие родители испытывают сильную тревогу за своих детей во время их поступления в школу и непосредственно во время учёбы. Для многих детей и родителей школа – это настоящее психологическое испытание. Родители ищут всевозможные способы предварительной подготовки ребенка к школе и сами тратят немало усилий, чтобы справиться со страхами. Ведь в школах учится много детей с плохой памятью и рассеянным вниманием, что чаще всего становится причиной низкой успеваемости и низкой самооценки. А так хочется, чтобы ребенок был счастлив и ему нравилось учиться в школе.

Что же происходит в голове у ребенка шести-семи лет, в период поступления в школу? Бразды правления принимает левое полушарие, тогда как до шести лет главенствует правое полушарие. К этому времени левое полушарие должно быть подготовлено к решению нужных задач, а правое – подпитано и укреплено. Подпитывается оно до школы благодаря богатой на ощущения, эмоции и движения жизни. Ведь детский мозг нуждается в подготовке и постановке платформы для учебной активности. За все составляющие обучения (анализ, переработка информации, запоминание и т.д.) отвечают отдельные зоны нашего мозга, которые должны моментально реагировать и взаимодействовать. Можете себе только представить, как слажено должен работать мозг у ребенка, чтобы справиться со школьной программой и адекватно реагировать на стрессовые ситуации, случающиеся в школьной среде?

Хочу обратить ваше внимание на физическое развитие ребенка, потому что владение своим телом и ощущениями – это один из важнейших атрибутов детства, который существенно влияет на адаптивность и стрессоустойчивость школьников, формирует сильную мотивационную составляющую учебной деятельности.

Однажды мы с ребенком пошли кататься на санках. Вокруг было море детей, которые спускались друг за дружкой. Наблюдая за процессом спуска детей с горки на санках, можно увидеть, кто хорошо владеет телом, а кто нет. Один ребенок, сев на санки, старается изо всех сил, напрягает мышцы, руками крепко держится за ручки санок. Он отталкивается и спускается, крепко держась и, даже падая, может сгруппироваться. А что самое главное – получает массу удовольствия. Другой, сев на санки и начиная спускаться с горки, пугается, сразу отпускает руки, кричит, в результате ребёнок неконтролируемо врезается носом в снег. Негативный опыт гарантирован.

А теперь закройте на минуту глаза. Как, по-вашему, кто из них на экзамене, когда сильно увеличивается выброс адреналина в кровь, сможет спокойно вспомнить всё, что учил дома, не запаникует и хорошо ответит? Ответ очевиден.

Попробуйте самостоятельно оценить сенсомоторную сферу и психофизиологическую зрелость вашего дошкольника. Для начала проверьте, может ли ваш ребенок самостоятельно сделать следующее:

– знает ли ребёнок, где его правая/левая рука;

– знает ли он названия своих пальчиков и может ли он по просьбе мамы показать эти пальчики на правой и левой руке;

– знает ли ребёнок все части своего тела, может ли с закрытыми глазами их показать;

– может ли ребёнок с открытыми и закрытыми глазами показать по просьбе разные жесты руками;

– может ли ребёнок, находясь на детской площадке, балансируя, пройтись по жерди/бревну, залезть на горку, повисеть на турнике;

– может ли ребёнок воссоздать ритм (например, «отбить» ладонями мелодию, либо «оттопать» мелодию ножками);

– умеет ли ваш ребёнок прыгать, лазать, кувыркаться, кататься на велосипеде (это сложный навык, но до чего же он полезный!);

– умеет ли ваш ребёнок употреблять временные соотношения (после весны, перед Рождеством и т.п.) и пространственные представления (вокруг дома, под стулом, между деревьями) в речи;

– умеет ли ваш ребёнок контролировать своё поведение, следует ли он правилам в игре, в общении со сверстниками;

– владеет ли ваш ребёнок собственными эмоциями, способен ли распознать разные эмоции человека;

– может ли ваш ребёнок распределять предметы по группам – согласно форме, цвету и размеру (ощущает ли он эти различия);

Если что-то из вышеизложенных пунктов не получается у ребенка шести-семи лет, то это будет прекрасной «зоной ближайшего развития». Освоение таких упражнений является отличной гимнастикой мозга, это стимулирует развитие мышления и речи у вашего дошкольника. В любом другом случае можно всегда обратиться к коррекционному психологу за помощью.