Рассказывать о своих открытиях. Возможно, это кого-то вдохновит, кому-то придаст силы принять окончательное решение. По себе знаю, это может быть непросто.
Поскольку мы сдали большую часть годовых тестов (по основным предметам), я спустила напряжение. И теперь мы занимаемся в вольном режиме и в расслабленном состоянии. По большей части пропуская уже по несколько дней, когда мы ничего не делаем по школьной программе. Сначала меня это напрягало. И вот тут да, самое сложное — отпустить, сдуть это напряжение. Потому что реально программа размазана очень.
Мы по несколько страниц решаем одни и те же задачи в одной и той же теме. И нет ничего страшного, если смышленый ребенок решит потом в один присест сразу пару страниц вместо двух-трех задач или примеров, если ему в удовольствие, как у нас, или пропустит их вообще, если понял тему и ухватил суть, а главное, научился пользоваться.
Мы, например, придумали игру в однокоренные слова. По очереди даем друг другу слова и должны подобрать к ним родственные. Тут же даю наводку, для чего. Мол, это ей пригодится. чтобы писать сказки и рассказы. Вот вам сразу и мотивация. Три в одном. С умножением, делением и прочей математикой, с поиском нескольких вариантов решения задачек еще проще. Математика вообще вокруг. Идете в магазин – считаете вместе. Кг, упаковки, стоимость. Даже сроки годности идут в ход. Можно считать км и расстояния.
Так вот, когда мы расслабились окончательно (не в плане работы, хотя и тут мы тоже расслаблены уже, а в плане нервов и психики), я смогла увидеть в лоб очевидную вещь. Очевиднейшую просто. Мы все ее видим и не видим одновременно. Т.е. отмахиваемся, когда думаем об образовании. Образование или лучше даже українською — освіта — это ведь не школьная программа. Это как раз то, что вне ее. Ну вот к примеру, общаясь с Анюткой многие говорят: “Какая она умная”. Или я общаюсь с чьим-то ребенком и восхищаюсь: “Какой ты умный!”. Но мы ведь не тестировали их на однокоренные слова, на умножение и деление, и прочие школьные знания. Отсюда вот он – очевидный факт.
Образованность – это:
1. Большой словарный запас и умение правильно им пользоваться. + Грамотность.
2. Большой литературный багаж, прочитанные книги.
3. Накопленный опыт. Различный. Любой.
4. Креативность.
5. Умение добывать, передавать и пользоваться информацией. Лучше быстро, но не принципиально на самом деле (я, например, туплю часто, не скажу, что это влияет на мою репутацию образованного человека)
6. Отсутствие шаблонов мышления. Вариативность. Умение предложить несколько вариантов решения любой задачи.
7. Умение анализировать и делать выводы, углубляться.
8. Умение объединить все пункты в один момент при необходимости.
И я бы добавила отсутствие страха и неуверенности в своих силах. Может, я что-то пропустила, добавьте.
Так вот, ДО со всем этим прекрасно справляется. И даже лучше, чем школа. Потому что некоторые пункты школа убивает в зародыше. А ДО дает возможность расцвести многим сторонам личности и прокачать эти пункты иным способом. Который выбирает САМ ребенок. По сути, запрос “Я хочу образованного ребенка” не имеет ничего общего с выбором вида образования.
Материал школьной программы при ДО лично в нашем случае изучается сейчас как игра и ребусы, и только лишь затем – чтобы сдавать тесты и контрольные, ДПА и ЗНО. Настоящее образование любой ребенок получает, вы не поверите, ОТОВСЮДУ (да-да, вы сами это отлично все знаете, но вряд ли смотрели на этот вопрос во всей его очевидности, правда, же? Не я же одна такая?).
Ненавязчиво, естественно, в свое время. Например, мы с Анкой уже прошли тему процесса родов у кошки и плавно перешли к строению женского тела у животных и людей. Что там по природоведению у второклашек, говорите?
Автор: Наталья Линская