10 правил как организовать свое время или как маме не сойти с ума
Важно знать Мысли

10 правил как организовать свое время или как маме не сойти с ума

Вместо долгих предисловий скажу, наличие двух детей учит тайм-менеджменту лучше любого гуру-тренера. Или ты учишься организовывать свое время, или твой день превращается в неконтролируемый бесконечный хаос.

Ведь в данном случае на кону не только твоя работа, карьера, а буквально – вся твоя жизнь. Вот несколько правил, которые упрощают жизнь мне:

Правило 1.

Чем больше делаешь, тем больше успеваешь.

woman-on-computer-and-speaking-on-phone

Звучит банально? Только для тех, кто не испытал это правило на себе. Не имея детей, я могла полчаса настраиваться перед началом работы, пить кофе, общаться с коллегами, проверять почту. Теперь я знаю, что на это нет времени. Как только ребенок засыпает, я сажусь за компьютер и начинаю работать. То есть, все мои давние «ритуальчики», без которых ну никак нельзя было начать трудовой процесс, оказались обычными пожирателями времени. Кроме того, работа, которую я раньше могла делать в офисе целый рабочий день, теперь удивительным образом выполняется за 2-3 часа.

Правило 2.

Строить планы, писать планы.

tutorial-tahapan-web-development-website-planing-2-189-l

Однако, просто хаотично хвататься за все дела разом не лучший способ. Намного легче, когда четко знаешь что и когда собираешься делать. При чем, чем более четким и детальным будет план на день, тем лучше. Не стоит планировать «навести порядок в квартире» или «взяться за проект». Конкретное «пропылесосить полы/помыть плиту на кухне» или «составить план работ по проекту/обзвонить исполнителей» дает намного больше шансов плану быть реализованным.

В идеале, планы стоит фиксировать – на бумаге в еженедельнике, в смартфоне или специальной программе на компьютере. Но иногда даже на это нет времени. Поэтому достаточно визуализировать у себя в голове, как пройдет следующий день. Я, к примеру, занимаюсь этим, укладывая спать младшую дочь.

Правило 3.

Без «не хочу».

News_DoNotWant

Знаете, чем еще хорош готовый план на день? Тем, что нет необходимости каждый раз думать «тааак, что же мы делаем дальше?». Человек существо ленивое, поэтому всегда выберет то, что ему легче и приятнее.

«Тааак, что же мы делаем дальше?» «Лежим на диване и пьем чай с конфетками», а не «Идем в спорт-клуб». Или «Проверяем фейсбук и смотрим смешные ролики», а не «Звоним новым клиентам».

Но даже если в плане четко сказано «Идем в спорт-клуб» или «Звоним новым клиентам», есть очень большой шанс, что наш внутренний голос будет тихонько (или не очень) ныть «Не хочееется, в следующий раз».

Поэтому, когда план составлен, я превращаюсь в абсолютно бесчувственную особу и не прислушиваюсь к своему внутреннему голосу. Вообще. А для того, чтобы проверить правильным ли мы путем идем товарищи, есть знаковые даты а-ля ДР, НГ и т.д. Когда можно сесть и прислушаться к себе. И если вдруг, я понимаю, что «ну его, на фиг, этот спорт-клуб» и «от дивана и конфеток я даже красивее», тогда можно навсегда вычеркнуть это «чистилище» из своих планов. Но, как правило, этого не происходит.

Правило 4.

Не перегружать себя.

cozinha

Кому-то покажется, что это правило несколько противоречит Правилу 1, но на самом деле, оно его дополняет. Суть в том, что наполнять делами план на день нужно умерено. Написать можно все что угодно, но когда к концу дня большая часть пунктов останутся без заслуженных галочек, настроение будет испорчено, а желание что-либо планировать отпадет на долгое время.

Какое-то время я старалась успеть все: и с ребенком погулять, и в квартире убрать, и ужин приготовить, и работу сделать. Но, скажу я вам, суп, который варится с орущим младенцем на руках, не так вкусен, а работа, которую делаешь под аккомпанемент детского крика, изобилует ошибками. В какой-то момент я решила «Хватит!» и очертила круг занятий, которые могу делать вместе с детьми (без ущерба для их и моего психического и физического здоровья). Остальное – только, когда они спят или их нет дома.

Правило 5.

Расставлять приоритеты.

super housewife

А как же остальные дела? Ведь все нельзя успеть за 2-3 часа детского сна. Конечно, нельзя. Поэтому в первую очередь в мой план попадают те дела, которые в несделанном виде сильно испортят качество жизни моей семьи и моей лично. К примеру, если не приготовить есть, мне, мужу, детям не будет чего есть (гениально, я знаю). А вот если не помыть зеркало в ванной, зеркало останется не мытым, но ничего страшного не случится. Если не выстирать белую блузку старшей дочери, ей не в чем будет идти в школу. А если не постирать шторы, шторы просто останутся не выстиранными. Мои домашние этого даже не заметят, я проверяла.

Возможно, это ужаснет идеальных домохозяек, эдаких стэпфордских жен, но, да, я часто жертвую уборкой в угоду, к примеру, прогулке на улице с младшей или домашнему заданию по природоведенью со старшей.

Правило 6.

Делегировать обязанности и объединять усилия.

pioneer-woman-and-family

Банально, но все же. С первым ребенком я пыталась все делать сама. До ее 2,5 лет мне никто не помогал. За исключением редких прогулок с коляской от бабушек-дедушек. Я сама гуляла, кормила, готовила есть, убирала в квартире и продолжала работать. Это был мой подвиг. Я с гордостью говорила «Я – сама!». Но никто почему-то не восторгался. Сейчас я принимаю любую помощь и использую все доступные мне возможности облегчить жизнь.

Мне помогают с младшим ребенком, уборку квартиры я отдала в надежные руки умеющего человека. Кроме того, время от времени я заказываю полуготовую еду, к примеру, вареники, которые можно заморозить, а потом в случае необходимости быстро сварить и покормить семью. Ок, согласна, перечисленное мною требует денег, но есть и абсолютно незатратные методы.

К примеру, прошу старшую дочь поиграть с младшей, пока я готовлю ужин. Мужа озадачиваю утренней логистикой до школы. Бабушек-дедушек прогулками на выходных. Но мое недавнее открытие это среди-мамская кооперация. Мне повезло. У моей соседки не только дочка одного возраста с моей старшей, но и доброе сердце. Когда я не успеваю, она забирает обеих девочек из школы. Когда не может она, доставку детей на дом беру на себя я.

Есть дела, которые невозможно делегировать – это общение с мужем и детьми и уход за собой. Вот эти дела, кроме меня точно никто не сделает.

Правило 7.

Учитывать форс-мажоры.

Mother sitting with her children on sofa at home in living room

Жизнь мамы – это сплошной форс-мажор, кстати, количество детей в данном случае роди не играет. То вывернули на пол кашу (прогулка откладывается на 20 минут), то не можем уснуть (возможно, мама лишилась дневного времени на работу), то заболели (все планы откладываются).

Главное, чему учит материнство – это гибкость.

В том числе и в планировании собственного времени. Раньше я очень расстраивалась, когда мои четко продуманные планы рушились из-за детского чиха, теперь я даю себе 5 минут на «пожалеть себя». Вдыхаю-выдыхаю. И составляю новый план.

Правило 8.

Всегда иметь планы на свободное время.

shutterstock_109966565.jpg.CROP.promo-xlarge2

Странно, правда? Сейчас объясню. Это правило появилось в моем списке после того, как младшая дочь, которая днем спала подряд не больше получаса, вдруг, впервые за 3 месяца с момента рождения, уснула на 3 часа. Я не верила своему счастью и… не знала, что делать. Я металась по квартире, начинала варить суп, гладить вещи, проверять почту и отдыхать одновременно. Естественно, толком ничего мне сделать не удалось и эти волшебные 3 часа были испорчены моей суетой.

Теперь я всегда знаю, что мне нужно сделать, если вдруг у меня освободится дополнительное время. Эти дела, как бы находиться в статусе «ожидание» и как-только наступает удобный момент, я начинаю ими заниматься. Очень желательно, чтобы это были дела, которые можно быстро и безболезненно свернуть, как только свободное время закончится.

beautiful-woman-marilyn-monroe-book-read-lying-sofa-1920x1200

К примеру, однажды, я решила вовремя случайно освободившегося времени освоить приготовление крем-брюле. Плохая идея, скажу я вам. Дочка проснулась в средине процесса и мне пришлось заканчивать с ней на руках. В итоге, все ушло в мусорное ведро.

Другой аспект этого же правила – всегда иметь занятие на время дороги или ожидания. Во-первых, у меня с собой всегда есть книга. Поэтому если где-то приходится сидеть в очереди, я не теряю время, а провожу его с пользой и удовольствием (что есть двойная польза). Долгие прогулки с коляской мне скрашивали аудиокниги. А в те дни, когда я веду старшую дочь на танцы, записываюсь на маникюр или на стрижку, хожу по магазинам или опять же читаю книгу.

Правило 9.

Давать себе возможность расслабится.

Simple-Ways-of-Boosting-Your-Immunity1

Чтобы избежать срывов, необходимо включать в свои планы маленькие слабости. Ну, или как минимум, не исключать их. К примеру, если вы знаете, что после уборки в квартире необходимо минут 20 полежать или после составления отчета, минут 10 зависнуть в соцсетях, учтите это в своем плане. Лучше позволить себе планово небольшую слабость, чем потом расстраиваться из-за срыва.

Кроме того, нельзя забывать, о физически необходимых «слабостях», к примеру, о еде. Одно время, на детский сон я всегда планировала столько дел, что на еду просто не оставалось времени. А чтобы поесть с ребенком на руках, нужно обладать ловкостью акробата и фокусника одновременно. Поэтому до вечера доживала не я, а маленькое злое существо, которое шипело на всех окружающих. Теперь «завтрак, обед и ужин» всегда значатся в моем плане.

Правило 10.

Отношения важнее любого плана.

smiling young women with cups in mall or cafe

Один из секретов успешного управления временем – придерживаться очерченного плана, не поддаваясь своим слабостям. Но есть ситуации, когда планы необходимо изменить. К примеру, если мне звонит подруга, с которой мы давно не виделись, или сестра просит забрать ее дочку из школы, или маме нужна моя помощь. Я вдыхаю-выдыхаю и меняю свои планы. Потому что любые наши дела всего лишь суета по сравнению с человеческими отношениями.