Майндмэппинг для детей и родителей
Важливо знати

Майндмэппинг для детей и родителей

Карта мыслей (майндмэп) – визуальное изложение информации с помощью разных цветов, слов, рисунков, связей, в которой отдельные элементы связаны между собой. Карта мыслей имеет структуру ветвей дерева.

Как только ваш ребенок научится составлять карты мыслей, школьная, да и любая другая информация станет для него намного доступней. Дети запоминают тогда гораздо лучше, потому что подсознательно они используют такие же методы.
Давайте посмотрим, как вы можете обучить ребенка составлять майнд-карты. Процесс немного отличается от работы взрослых, но пройдя обучение, ребенок сможет использовать навыки в школьных проектах и личных делах.
Майндмэппинг– естественный процесс 
Вспомним классическую теорию – левое полушарие мозга мы используем для логического мышления и слов, а правое – для образов и цветов. Конечно, вы понимаете, что это весьма упрощенная схема. В то же время между ними есть разница, так что есть смысл говорить о правом либо левом доминирующем полушарии.
Многие люди работают над тем, чтобы оба полушария функционировали одинаково хорошо. И ваш ребенок имеет серьезные преимущества в этом перед вами. Дети не умеют писать в дошкольном возрасте – они приобретут этот навык со временем. И вообще, стоит ли начинать с ребенком разговоры о полушариях мозга, словах и образах, использовании всего потенциала мозга, когда объясняете майндмеппинг? Попробуйте использовать в объяснениях простую схему, которую я опишу ниже.

Преимущества майндмэппинга для детей

  1. Учеба превращается в развлечение (как это было, когда они были совсем-совсем маленькими). Она ассоциируется с игрой, удовольствием, радостью. И это серьезно помогает в процессе обретения знаний.
  2. Дети в состоянии быстро обрабатывать большой объем информации. Но визуализация помогает им усваивать большее количество данных.
  3. Не будем преувеличивать – майндмэппинг не может использоваться во всех случаях. В отдельных ситуациях майндмэп – хороший способ записать информацию, в иных лучше воспользоваться обычным конспектом.
  4. Майндмэппинг  — всего лишь инструмент. Как молоток, к примеру. Вы же не используете молоток для всех домашних работ?
Майндмэппинг и родители 
Наверняка найдутся те, кто будут читать этот материал, имея весьма обобщенное понятие о майндмэппинге. Все, что они слышали, – это что майндмэппинг пригодится их детям. Чтобы ликвидировать пробелы в знаниях, несколько слов о майндмэппинге.
Многие родители активно вовлечены в процесс обучения своих детей. Это, конечно же, хорошо. Но не стоит пытаться сделать жизнь детей, как и их учебу, очень легкой. Постарайтесь сделать ее не легкой, а лучше. Сделайте учебу приключением. Удовольствием. И всегда помогайте им расти.
И в этом майндмэппинг вам поможет. С его помощью легче понять, выучить, исследовать и очертить тему. Но эти навыки также откроют дверь новым, что в свою очередь поможет ребенку вырасти.
Представьте, что вам нужно написать обзор прочитанной книги. И вместо традиционного пересказа вам нужно нарисовать изображение прочитанного!!! Что может быть интересней? Как вы это сделаете? Над чем будете работать?
Да и имея отчет в виде карты мыслей, вы легко можете его трансформировать в привычное изложение, которое просит учитель. А еще педагога можно удивить, добавив к традиционным записям карту мыслей!
Но обучая ребенка майндмэппингу, родители достаточно часто допускают ошибки, которых вполне можно избежать.
ПРОБЛЕМА 1: Ты ДОЛЖЕН научиться майндмэппингу
Вы действительно считаете, что если вы ЗАСТАВЛЯЕТЕ ребенка что-то учить, это помогает ему выучить что-либо? Большинство детей просто ненавидят процесс. Майндмэппинг не создает ощущения у ребенка, что он что-то учит (в то время как он на самом деле открывает новые вещи и взаимосвязи).
ПРОБЛЕМА 2: Сделай ИДЕАЛЬНУЮ карту идей
Карты идей ваших детей соответствуют всем правилам майндмэппинга? Если да, ваши дети действительно любят их составлять? Когда вы сосредотачиваетесь на истории, которой посвящена карта идей, а не на форме, ребенок получает гораздо больше знаний.
Майндмэп – это отличный инструмент для рассказа историй. Предложите ребенку рассказать историю по своей карте. Когда история получается связной и интересной, то и информация обычно изложена корректно. Не обманывайтесь насчет роли слов. Когда мы хотим запомнить информацию, лучший способ – пересказать ее. Именно в этот момент в нашем воображении возникают нужные образы и связи, передавая всю суть истории.
Так что не старайтесь создать идеальную карту. Если карта свою роль выполнила, цель достигнута. Пусть ребенок трансформирует информацию в то, с чем ему нравится работать, что нравится запоминать и исследовать, а не в идеальные формы идеальной карты мыслей.
ПРОБЛЕМА 3: Майндмэп – ЛУЧШЕЕ решение, всегда
Нет, ни при каких обстоятельствах!!! Майндмэп – это всего лишь решение, но не ЛУЧШЕЕ решение. Как только вы навяжете ребенку карты мыслей как единственный способ работать с информацией, вы ограничите его в свободе поиска своих путей и идей.
Да, карта идей – хорошее решение, но не забывайте, что если у вас есть только молоток, то любая проблема начинает выглядеть, как гвоздь.
Не забывайте учить ребенка техникам запоминания, чтения, навыкам резюмирования, презентации и т.д. Тогда у вашего ребенка действительно будут все инструменты для работы с информацией и превращения учебы в простой и приятный процесс.
А главное, все равно воспринимайте майндмэп как инструмент. Используйте его таким способом, который принесет ребенку наибольшую выгоду. Тогда можно делать карты без рисунков, к примеру, либо соединяя нижние узлы разных веток вместе. В традиционном майндмэппинге такое делать НЕЛЬЗЯ, но если вашему ребенку это помогает, то ДЕЛАЙТЕ ЭТО!