«Мои дети лишены гаджетов». «Я считаю, что запретить компьютер необходимо до… (и далее варианты возраста)». «До школы мой ребёнок не будет знать, что такое планшет/телефон/ноутбук/айпад – нужное подчеркнуть».
Неожиданно, да? Часто я слышу от мам такие заявления. Эти заявления гордо и громко родители проговаривают… Подождите, а где эти заявления звучат? Где я их прочитала?
Я прочитала их на форумах, в социальных сетях, в комментариях известных блогеров. Эти заявления писали с телефона, печатали на компьютере, планшете, выделяли и копировали тачпадом.
Больше всего мне запомнилась фраза из статьи, которую публиковали в одном из многочисленных пабликов вконтакта: «Мой ребёнок не играет в гаджеты, он читает книги, потому что я не хочу, чтобы он потреблял готовую реальность, я хочу, чтобы он создавал свою»
Фраза звучит нелогично: книги тоже предлагают нам готовую реальность. Кроме того, эта фраза, как и все предыдущие, резко противоречит одной из самых достоверных психологических теорий развития: культурно-исторической теории Выготского.
Согласно этой теории, социальная среда – это главный источник формирования личности.
Развитие ребёнка имеет два направления. Первое – это естественное созревание. А второе – это овладение культурой, способами мышления и поведения.
Психика не созревает сама по себе. Она формируются благодаря окружению, в котором существует ребёнок.
ВЫГОТСКИЙ ПИШЕТ, ЧТО КАЖДАЯ ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЯВЛЯЕТСЯ НА СЦЕНЕ ДВАЖДЫ: ПЕРВЫЙ РАЗ КАК КОЛЛЕКТИВНАЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, А ЗАТЕМ КАК ВНУТРЕННИЙ СПОСОБ МЫШЛЕНИЯ РЕБЁНКА.
Отец не может лепить горшки, но запрещать ребёнку приближаться к гончарному кругу. Мать не может месить тесто, но не позволять дочери запускать в него руки. И мы также не можем пользоваться гаджетами и пресекать их использование у детей.
ЗАПРЕТИТЬ ГАДЖЕТЫ – ЭТО ЗНАЧИТ ЗАКРЫТЬ ПЕРЕД РЕБЁНКОМ ЦЕЛУЮ ЭПОХУ. ЭПОХУ, В КОТОРОЙ ОН РОДИЛСЯ И В КОТОРОЙ ПРОЖИВЁТ СВОЮ ЖИЗНЬ. РАСТИТЬ ДЕТЕЙ БЕЗ ГАДЖЕТОВ, ПО МОЕМУ МНЕНИЮ, ЭТО ЗНАЧИТ РАСТИТЬ ЛЮДЕЙ БЕЗ ОРУДИЯ ТРУДА.
Это не значит, что можно использовать планшет в виде няньки. Я категорически против любых крайностей. Мы обязаны предоставить нашим детям богатство среды. Это и общение со сверстниками, и игры на свежем воздухе, и взаимодействие с технологиями.
НАШ ДОЛГ НЕ ОТСТРАНИТЬ РЕБЁНКА ОТ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, А НАУЧИТЬ ЕГО С НИМИ ЖИТЬ.
И тут на арену выходит основная проблема: мы сами не знаем как существовать в новой реальности. Это мы не в состоянии отличить фейковую новость от реальной. Это мы не умеем и не хотим анализировать информацию. Это мы не умеем использовать технологии во благо и часто просто тратим с их помощью время. И, конечно же, нам это не нравится. И нам не хочется, чтобы наши дети впадали в зависимость. Не хочется, чтобы они верили выдуманному, но при этом опасному контенту. И мы не придумали ничего лучше, чем просто захлопнуть ноутбук у них перед носом.
Да только борцы за жизнь без технологий даже не задумываются, как существовать детям дальше? Как ориентироваться в информации? Как обезопасить себя? Как использовать интернет разумно? Кто этому научит наших детей? Учителя и профессора? – не смешите меня. В первую очередь это задача семьи.
Информационные технологии – это орудие труда. Это оружие. Это средство переговоров. И исключая из жизни ребёнка целый пласт культуры 21 века, вы очень резко уменьшаете его шансы на выживание.
Что делать? – Учиться вместе.
Объяснять, подавать пример, взаимодействовать.
Взрослые боятся технологий. Психологи выдвигают теории одна страшнее другой. Но поспешу вас успокоить и расстроить одновременно:
НИКАКИХ ДОСТОВЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОТНОСИТЕЛЬНО ВЛИЯНИЯ ГАДЖЕТОВ НА МОЗГ РЕБЁНКА НЕТ. ПО ОДНОЙ ПРОСТОЙ ПРИЧИНЕ: ВЫ НЕ МОЖЕТЕ ПРОНЕСТИ ГАДЖЕТ В АППАРАТ МРТ.
Технологии – это условие выживания в современном мире. А выживать учат с детства.
Я не заявляю, что приучать к гаджетам нужно с младенчества.
Американская Академия педиатрии в своём программном заявлении «Media and young Minds» («Молодой разум и медиа») весьма ясно объясняет, почему использование гаджетов детьми младше двух лет бесполезно и неэффективно:
- Дети младше одного года не могут отслеживать меняющиеся картинки и понимать диалоги.
- Детям младше двух лет трудно связать информацию в цифровом формате со своим трёхмерным восприятием мира.
- Большинство медийного образовательного контента не подходит для детей младше двух лет.
Однако педиатры уточняют, что уже с пятнадцати месяцев ребёнок может учиться благодаря технологиям, но в обучении должен участвовать родитель. Мама или папа должны представить малышу цифровой контент в привычной для него среде.
Уже на третьем году жизни ребёнок готов осваивать технологии. И при чутком родительском контроле от общения с планшетом, смартфоном и другими достижениями техники ребёнок только выиграет.
Каким важным навыкам мы можем научить наших детей, и как мы сами от этого выиграем, читайте во второй части статьи.
Источники:
http://pediatrics.aappublications.org/content/pediatrics/138/5/e20162591.full.pdf
https://www.theguardian.com/society/2014/jan/08/are-tablet-computers-bad-young-children
Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Собр. соч. В 6 т. Т. 3. – М. : Педагогика, 1983.
Статья с блога NinnaNanna