Немедленно отдайте ребенку планшет!
Важливо знати

Немедленно отдайте ребенку планшет!

«Мои дети лишены гаджетов». «Я считаю, что запретить компьютер необходимо до… (и далее варианты возраста)». «До школы мой ребёнок не будет знать, что такое планшет/телефон/ноутбук/айпад – нужное подчеркнуть».

Неожиданно, да? Часто я слышу от мам такие заявления. Эти заявления гордо и громко родители проговаривают… Подождите, а где эти заявления звучат? Где я их прочитала?

Я прочитала их на форумах, в социальных сетях, в комментариях известных блогеров. Эти заявления писали с телефона, печатали на компьютере, планшете, выделяли и копировали тачпадом.

Больше всего мне запомнилась фраза из  статьи, которую публиковали в одном из многочисленных пабликов вконтакта: «Мой ребёнок не играет в гаджеты, он читает книги, потому что я не хочу, чтобы он потреблял готовую реальность, я хочу, чтобы он создавал свою»

Фраза звучит нелогично: книги тоже предлагают нам готовую реальность. Кроме того, эта фраза, как и все предыдущие, резко противоречит одной из самых достоверных психологических теорий развития: культурно-исторической теории Выготского.

Согласно этой теории, социальная среда – это главный источник формирования личности.

Развитие ребёнка имеет два направления. Первое – это естественное созревание. А второе – это овладение культурой, способами мышления и поведения.

Психика не созревает сама по себе. Она формируются благодаря окружению, в котором существует ребёнок.

ВЫГОТСКИЙ ПИШЕТ, ЧТО КАЖДАЯ ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЯВЛЯЕТСЯ НА СЦЕНЕ ДВАЖДЫ: ПЕРВЫЙ РАЗ КАК КОЛЛЕКТИВНАЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, А ЗАТЕМ КАК ВНУТРЕННИЙ СПОСОБ МЫШЛЕНИЯ РЕБЁНКА. 

Отец не может лепить горшки, но запрещать ребёнку приближаться к гончарному кругу. Мать не может месить тесто, но не позволять дочери запускать в него руки. И мы также не можем пользоваться гаджетами и пресекать их использование у детей.

ЗАПРЕТИТЬ ГАДЖЕТЫ – ЭТО ЗНАЧИТ ЗАКРЫТЬ ПЕРЕД РЕБЁНКОМ ЦЕЛУЮ ЭПОХУ. ЭПОХУ, В КОТОРОЙ ОН РОДИЛСЯ И В КОТОРОЙ ПРОЖИВЁТ СВОЮ ЖИЗНЬ. РАСТИТЬ ДЕТЕЙ БЕЗ ГАДЖЕТОВ, ПО МОЕМУ МНЕНИЮ, ЭТО ЗНАЧИТ РАСТИТЬ ЛЮДЕЙ БЕЗ ОРУДИЯ ТРУДА.

Это не значит, что можно использовать планшет в виде няньки. Я категорически против любых крайностей. Мы обязаны предоставить нашим детям богатство среды. Это и общение со сверстниками, и игры на свежем воздухе, и взаимодействие с технологиями.

НАШ ДОЛГ НЕ ОТСТРАНИТЬ РЕБЁНКА ОТ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, А НАУЧИТЬ ЕГО С НИМИ ЖИТЬ.

И тут на арену выходит основная проблема: мы сами не знаем как существовать в новой реальности. Это мы не в состоянии отличить фейковую новость от реальной. Это мы не умеем и не хотим анализировать информацию. Это мы не умеем использовать технологии во благо и часто просто тратим с их помощью время. И, конечно же, нам это не нравится. И нам не хочется, чтобы наши дети впадали в зависимость. Не хочется, чтобы они верили выдуманному, но при этом опасному контенту. И мы не придумали ничего лучше, чем просто захлопнуть ноутбук у них перед носом.

Да только борцы за жизнь без технологий даже не задумываются, как существовать детям дальше? Как ориентироваться в информации? Как обезопасить себя? Как использовать интернет разумно? Кто этому научит наших детей? Учителя и профессора? – не смешите меня. В первую очередь это задача семьи.

Информационные технологии – это орудие труда. Это оружие. Это средство переговоров. И исключая из жизни ребёнка целый пласт культуры 21 века, вы очень резко уменьшаете его шансы на выживание.

Что делать? – Учиться вместе.

Объяснять, подавать пример, взаимодействовать.

Взрослые боятся технологий. Психологи выдвигают теории одна страшнее другой. Но поспешу вас успокоить и расстроить одновременно:

НИКАКИХ ДОСТОВЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОТНОСИТЕЛЬНО ВЛИЯНИЯ ГАДЖЕТОВ НА МОЗГ РЕБЁНКА НЕТ. ПО ОДНОЙ ПРОСТОЙ ПРИЧИНЕ: ВЫ НЕ МОЖЕТЕ ПРОНЕСТИ ГАДЖЕТ В АППАРАТ МРТ. 

Технологии – это условие выживания в современном мире. А выживать учат с детства.

Я не заявляю, что приучать к гаджетам нужно с младенчества.

Американская Академия педиатрии в своём программном заявлении «Media and young Minds» («Молодой разум и медиа») весьма ясно объясняет, почему использование гаджетов детьми младше двух лет бесполезно и неэффективно:

  • Дети младше одного года не могут отслеживать меняющиеся картинки и понимать диалоги.
  • Детям младше двух лет трудно связать информацию в цифровом формате со своим трёхмерным восприятием мира.
  • Большинство медийного образовательного контента не подходит для детей младше двух лет.

Однако педиатры уточняют, что уже с пятнадцати месяцев ребёнок может учиться благодаря технологиям, но в обучении должен участвовать родитель. Мама или папа должны представить малышу цифровой контент в привычной для него среде.

Уже на третьем году жизни ребёнок готов осваивать технологии. И при чутком родительском контроле от общения с планшетом, смартфоном и другими  достижениями техники ребёнок только выиграет.

Каким важным навыкам мы можем научить наших детей, и как мы сами от этого выиграем, читайте во второй части статьи.

Источники:

http://pediatrics.aappublications.org/content/pediatrics/138/5/e20162591.full.pdf

https://www.theguardian.com/society/2014/jan/08/are-tablet-computers-bad-young-children

Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Собр. соч. В 6 т. Т. 3. – М. : Педагогика, 1983.

Статья с блога NinnaNanna