О пользе сказок для разного возраста
Важливо знати

О пользе сказок для разного возраста

Александра Николаева автор блога Мама Мамі Сказала, человек, которого изменило материнство. До рождения сына она работала менеджером по турам в Украину, но, только став мамой, поняла, что путешествия вглубь себя могут быть намного увлекательнее путешествий внешних. Александра много изучает психологию, посещает школы, семинары и тренинги и делится своими новыми знаниями и открытиями с читателями блога. Сегодня она рассказывает о сказкотерапии.

Эта статья для вас, если вы, как и я, задумываетесь:

  • в каком возрасте читать детям те или иные сказки
  • для чего нужна сказка
  • как быть, если ребенок двух лет не слушает народные сказки

В конце  прошлого года  удалось выкроить время на курс из шести занятий по юнгианской сказкотерапии. Его авторам – аналитическим психологам Валентине Самусь и Юлии Донец,  удалось создать по-настоящему камерную и волшебную атмосферу, передать участникам курса то настроение, в которое погружаются дети, когда слушают сказки. Мы писали свою сказку, вспоминали детство, слушали о структуре сказки в юнгианском подходе, изучали функции сказок для разных возрастов. О последнем и пойдет речь в этой статье.

0-3 года

В первые два года для развития речи ребенка важно читать ритмичные стихи, потешки и пестушки. Замечательно действуют на ребенка колыбельные. После года можно начинать читать самые простые сказки такие как Курочка Ряба. Хорошо сочинять собственные сказки ребенку. Оказывается, то, что мой Егор в свои два года хочет больше слушать мамины сказки, чем сказки из книжек – даже очень неплохо. Сочинять собственные истории с более реалистичным сюжетом и героями, которые понятны малышам – это  отличный способ развития их воображения. Высший пилотаж, если в собственной сказке использовать структуру настоящей сказки: завязку с проблемой-загадкой, волшебным приключением-решением и развязкой с моралью. Ну и конечно народные и авторские сказки никто не отменял. Ближе к трем годам дети вполне способны воспринимать традиционные сказки с простым сюжетом.

Памятка: если мы создаем сказку своему ребенку сами, то важно помнить, что в ней не должно быть 

  • Безысходности – когда у сказки плохой конец без возможности хоть как-то изменить ситуацию или оставить след за собой
  • Стыда – когда высмеиваются действия героя без изменения последующего статуса, например: пошел мальчик на улицу, не оделся, и его высмеяли другие. Важно, чтобы целью сказки не было пристыдить ребенка.
  • Вины – не съела девочка каши, и умерла ее бабушка от горя
  • Отчуждения – не делал мальчик то и то, и ушла от него мама

Важно, даже если все эти моменты: безысходность, стыд, вина, отчуждение – появились в сказке, оставить их как процесс, а закончить сказку тем, как герой находит выход из трудного положения.

С 3 до 6

Сюжеты сказок усложняются, и главная функция, которую несет сказка в этом возрасте – это урок. Сказка учит, что в мире есть зло и добро, что добро зачастую побеждает, что ради друзей и любви можно совершать смелые поступки, не бояться трудностей, находить решение проблем. Сказка расширяет знания о мире. Ценна сказка именно формой подачи – она учит не напрямую, а через поступки героя. Ну и сказка – это намного интереснее нравоучений родителей.

Я вспоминала, как в детстве обожала сказки народов мира, авторские сказки (Андерсена, братьев Гримм), перечитывала их по сто раз.

Говорили на курсе также о том, что в этом же возрасте дети обожают сюрпризы и учатся врать – и этот навык очень важный и полезный.

Очень хорошо в этом возрасте работает сказкотерапия – сочиняется терапевтическая сказка для преодоления ребенком какого-то страха (например, страха темноты),  побуждения ребенка к какому-то действию (например, чистить зубы) или для что-то еще.  Мои два недавних блога-открытия со сказками: http://bamka.ru/ – сказки о здоровом питании и не только и https://mamafairytales.com/  с примерами терапевтических сказок.

Можно пробовать сочинять сказку вместе. Но тут будет скорее не терапевтический эффект – дети еще малы для этого – а развитие творческих способностей и воображения. Сегодняшний мир переполнен готовыми продуктами и решениями, поэтому такой способ, как сочинительство собственных историй – хороший задел на будущее, в котором, как уже доказано, будут востребованы люди, умеющие мыслить вне рамок.

С 7 до 12 лет

В этом возрасте дети уже готовы «примерять» сюжеты книг на себя, в отличие от детей младшего школьного возраста, которые сохраняют конкретность мышления. А главное, этот возраст – время приключений. Детям интересно читать книги-приключения, где герои проходят различные испытания или попадают в необычные ситуации. С первыми  серьёзными трудностями они встречаются зачастую как раз в этом возрасте. Например переход в школу – чем не первое испытание, а с ним и инициация – переход в новый статус школьника. И первые детские лагеря, первые путешествия без родителей – как раз об этом, о первых настоящих приключениях.

Детям старше шести лет также можно предлагать создавать свою сказку. Родитель начинает, а ребенок продолжает. Таким образом, с помощью языка сказки мы можем поговорить с ребенком о его истинных желаниях, страхах, тревогах, мечтах. Играя в сказку, ребенок перевоплощается в своего героя и может проявить качества, которые почему-то не могут проявиться в реальной жизни. Можно стать сильным, жадным, храбрым, слабым. И тогда можно задать ребенку вопрос – а как это для тебя, быть жадным? У тебя случалось такое со своими друзьями? Вот такой терапевтический эффект можно получить от сочинительства сказки.

На курсе этот возраст я вспоминала активнее всего. Побег из дома с подружкой во втором классе, первая банка Нутеллы на карманные деньги, покупка на бабушкины деньги, вопреки маминому запрету, книги «Черепашки-ниндзя против тренидатов». Помню свои любимые книги в этом возрасте – “Приключения Алисы Селезневой” К.Булычева, “Королевство  Кривых Зеркал”, “Полианну”, первые детские детективы про пятерых юных сыщиков и собаку, “Пятнадцатилетнего Капитана” Жюля Верна.

С 12 лет

В юном возрасте дети уже сами выбирают, что почитать, ориентируются на свои интересы. Я помню, как школьная литература навевала на меня скуку, а для своего удовольствия я залпом поглощала романы и детективы с книжной полки родителей. Десятки раз перечитаны «Поющие в терновнике» Маккалоу,  «Мираж» Чейза, «Крестный Отец» Марио Пьюзо, ужасы «Кошмары на улице Вязов», романы Сидни Шелдона, Джудит Макнот, Даниэллы Стилл.

Возраст после 12 лет – это вступление в подростковый период, тут тоже можно говорить об инициации – символическом переходе из детства в юность. В это время может быть важна литература, в которой герой идет наперекор другим, следует зову сердца. Когда я думаю о  своем подростковом возрасте, во мне крепнет убеждение, что я тогда не до конца прошла свою инициацию. Мало экспериментировала, не следовала своим желаниям, слушалась во многом родителей. Помню только свое героическое первое полугодие девятого класса, когда у меня появились два табеля – один для родителей и один настоящий, прогулы школы, как я нарочно смешила весь класс своими ответами учителям, чудила что-то. А потом, под давлением родителей и учителей, взяла себя в руки и успешно окончила выпускной девятый класс.

Я даже задумалась, ведь я иногда пишу о поиске внутреннего ребенка. Но, возможно, есть и другая проблема, и она именно в том, что я не до конца смогла повзрослеть. В этом мне еще предстоит разобраться 🙂

Делитесь, какие у вас книги и сказки связаны с указанными возрастами, очень интересно!