От инклюзивной литературы к инклюзивному обществу
Важно знать

От инклюзивной литературы к инклюзивному обществу

Когда я рассказываю об инклюзивной литературе, часто встречаю недоумение. И причина этому – неведение. Что это за зверь такой, инклюзивная – это какая, какая-то специфическая? В отсутствии последовательной культурной политики государства мы с вами становимся заложниками собственного незнания или нежелания знать.

Сейчас мы встречаемся с понятием «инклюзивный» прежде всего в контексте внедрения инклюзивного образования. Да и то, в основном только те из нас, кого это касается лично или профессионально.

bg

Разберемся с самим определением инклюзии. Инклюзия определяется как процесс вовлечения всех категорий граждан, включая людей с инвалидностью, в активную общественную жизнь. Другими словами инклюзия – это процесс построения комфортной жизни в обществе равных прав и возможностей. Как видим, ничего специфического тут нет. Однако есть очень важная деталь. Инклюзия – это процесс. А любой общественный процесс не может быть бессистемным. Иначе это чистой воды популизм.

Формирование инклюзивного образования в неинклюзивном обществе – это, по меньшей мере, странно и нелогично. Куда логичнее было бы провозгласить на государственном уровне построение инклюзивного общества и как средство достижения этой цели – развитие инклюзивной инфраструктуры, инклюзивного образования, инклюзивной культуры и т. д.

Однако пока мы пытаемся внедрить однозначно необходимую реформу в довольно неподготовленной среде. Откуда, скажите, пожалуйста, современный ребенок сейчас может узнать о своих сверстниках с особенностями развития? Наверняка из определенных книг, мультфильмов, кинофильмов, социальной рекламы, компьютерных игр. Только у нас сейчас этого практически нет. А если и организовываются нужные информационные акции, то часто они завязаны на каком-то политическом деятеле и служат во многом популяризации его персоны. То есть акции ради акций, без эффективного развития.

SGs15-124

Перейдем непосредственно к инклюзивной литературе. Я рассуждаю на эту тему одновременно как мама, как автор, который работает над серией книг об особенных детях и как издатель, который обязан эти книги реализовать. То есть, постараюсь быть максимально объективной. Термин «инклюзивная литература» является новым для нас. Я предлагаю расшифровать его как «литература, которая способствует вовлечению всех категорий граждан, включая людей с инвалидностью, в общий культурный процесс».

Сразу же хочу отметить, что речь не идет о психологической или медицинской литературе. Речь идет как раз о литературе для широкой общественности. Выделим условно несколько направлений такого понятия, как “инклюзивная литература”:

– литература, в которой идет речь о людях с особенностями развития;

– литература, которая создана для комфортного использования людьми с особенностями развития.

13940189_10153925845039385_1481852634_o

Иллюстрация из книги “Сонце в озері твоєму” (автор Елена Осмоловская, иллюстратор Ольга Бутковская)

Сегодня редкие отечественные издания, героями которых являются люди с особенностями развития, достаточно сложно воспринимаются широкими слоями читателей именно из-за того, что такая литература подсознательно ассоциируется у людей с грустью и страданием. Это особенно наблюдается в детской литературе. Родители пытаются отстранить своих детей от лишних страданий. Из этой ситуации есть достаточно простой выход – смещение акцентов от трагедии к интересной истории. Все любят интересные истории, а дети – особенно. И именно через интересную историю намного проще донести понимание того, что все люди разные. А люди, которые имеют определенные особенности развития, нуждаются, прежде всего, принятии и понимании, а потом, конечно, адекватной помощи.

В такой довольно непростой ситуации снова основной груз ответственности за толерантное воспитание детей лежит на родителях. Что можем сделать мы – мамы и папы – прямо здесь и уже сейчас? Как минимум, предложить ребенку прочитать книгу с особенными героями и обсудить ее. А для этого не испугаться и купить ее на книжной раскладке. А потом возможно вместе с ребенком поискать ответы на вопросы, которые непременно возникнут. И вероятно логично было бы вместе с ребенком пообщаться с такими, особенными, гражданами нашего общества, которые имеют такие же права на эту жизнь, как и мы с вами.

Так рождается ответственность.

Так рождается инклюзивное общество.