Почему дети обманывают и что с этим делать
Важно знать

Почему дети обманывают и что с этим делать

Моей дочери Маше 3 года 7 месяцев и уже месяца два, как она самозабвенно врет.  Недавно сказала, что не она съела шоколад и не знает кто, может ее любимая игрушка-лошадка? Я смотрела на ее счастливое, перепачканное шоколадом лицо и понимала–  все идет по плану, «полет нормальный».Многие родители столкнулись с ситуацией, когда их дети обманывали их, а найти правильное решение ситуации удалось единицам. Суть проблемы сводится к тому, что единожды словив своего ребенка на лжи, родители испытывают эмоциональный шок и не могут понять и принять как могло такое случится с их ребенком и с ними. И стараются всеми возможными способами «избавить» ребенка от привычки врать.

Как правило первая ложь начинается когда малышу от 2,5 до 3,5 лет. Кроха вдруг начинает отрицать очевидное, хитрит или перекладывать свою вину на других. Например, дочь моей знакомой превратила в бахрому провод от зарядки, но упрямо утверждала, что не знает кто это сделал, а моя младшая дочь, разбив чашку на глазах у всей семьи уверенно отрицала очевидное…

В нашем обществе ложь осуждается и именно поэтому родители так болезненно воспринимают все, что с этим связано.

Мало кто задумывается, что ложь – это ни плохо, ни хорошо – это всего лишь уникальная особенность человека – создавать в своем воображении то, чего нет на самом деле.

Давайте чуть-чуть разберемся с механикой процесса. Мозг человека – с рождения и до 6-8 лет – самый быстрорастущий орган в теле человека. Мы, взрослые, часто с высоты уже сформированного и «закостенелого» мышления неверно толкуем процессы, которые происходят в быстроразвивающемся мозге маленького ребенка.

В возрасте от рождения до 2,5 лет – у детей предметно-манипулятивный способ мышления и он совершенно исключает возможность врать или придумывать что-то, чего ребенок не видит перед своими глазами. Поэтому детям этого возраста всегда нужно верить, чтобы они не сказали – они говорят только правду.

Ближе к 3-3,5 годам мозг ребенка начинает работать совершенно по-другому – предметно-образно. А это означает, что малыш уже может удержать в своем уме что-то действительное (предмет) и некий образ, связанный с ним. Например, мальчики стреляют из палки, представляя, что это оружие. А девочки с упоением «кормят» из пустой тарелки куклу или подружку.

Первая ложь – это сигнал к тому, что ребенок перешел на новый уровень развития и теперь его мозг работает совершенно иначе, чем раньше.

Когда ребенку приблизительно 4 года – его способ мышления образный, а это означает, что даже предмет уже не нужен для того, чтобы что-то выдумать – малыш делает это легко и свободно.

Умение врать – часть развития человека как личности, главное, чтобы она не приносила вред и боль ему и окружающим людям. Если у человека хорошо развито умение «создавать то чего не существует» в современном обществе он может достичь многого: стать выдающимся архитектором, писателем, сценаристом или режиссером – все представители этих и многих других профессий «профессионально врут» и радуют нас своими творениями. При этом всем нам знакома история, когда вранье «по-мелочам» каждый день больно ранит.

Как же стоит относится к детскому обману и как сделать так, чтобы он не стал нормой жизни, разрушая все вокруг? Нужно руководствоваться всего двумя правилами и они зависят от возраста ребенка.

106921985-panagopoulos_shimg_4368

Правило первое:

В самом начале, когда ребенок только стал врать – сохраните спокойное и доброжелательное отношение к малышу и «верьте» ему в 50% случаев, а в других 50% – давайте понять, что знаете , что он обманывает и не верите ему. Первый раз всегда – верите, второй — не верите, третий верите и т. д. Такая ситуация будет длиться где-то 1 или 1,5 месяца. Если вы все делали правильно и ребенок мог развиваться согласно возрасту, но имел ограничения – его фантазия будет развиваться правильно. Чувство такта, заботы об интересах окружающих людей, умение видеть полутона и умение вовремя остановиться – только небольшой перечень качеств, которые бурно развиваются в этот период времени, используя как фундамент зарождающееся умение обманывать.

Правило второе:

Если ребенок продолжает обманывать после 4,5-5 лет – он боится и обманывает в целях самозащиты. Ребенок или страшится наказания, или осуждения, или давления со стороны взрослых – поэтому ищет способ их избежать. Любые попытки «объяснить», что так делать нехорошо приводят к тому, что ребенок испытывает давление с нашей стороны и значит – будет стараться его избежать снова и снова, неосознанно выбирая обман, как способ самозащиты. Практически невозможно отучить ребенка врать, но можно создать условия, при которых ему просто не придется этого делать!

Послесловие:

Почти каждый взрослый человек в своей жизни хоть раз врал – и мир не рухнул после этого! Значит, что бы мы не думали об обмане – пришло время расширить свои горизонты восприятия этого понятия как такового. Если бы все меры, которые родители и учителя используют для того, чтобы пресечь детскую ложь работали – скорее всего в этой статье просто не было бы нужды. Но поскольку ни страх быть наказанным, ни «бойкот», ни уговоры или объяснения не работают – нужно просто изменить тактику на более эффективную. Поймите меня правильно, я не говорю, что нужно возводить в степень детский обман, я просто говорю, что нужно создать условия, при которых детям не нужно будет врать нам никогда.