Почему ребенок ленится
Важливо знати

Почему ребенок ленится

Предаваться безделью – большое искусство. Все мы мастера ничего не делать, но лишь немногим дано бездельничать со вкусом.
Олдос Леонард Хаксли

– Он не хочет учится, что мне делать?
– Он постоянно ленится!
– Он пассивный!
– Он безынициативен!
– Ему все фиолетово!
– Она умная, но ленивая!

Такие фразы часто слышу у себя на консультации. Родители предъявляют претензии к ребенку и обвиняют его в лени. Только внутри своего кабинета я вижу инициативного ребенка, который проявляет интерес к игре, ко мне и даже к жизни. Иногда я удивляюсь претензиям родителя. Бывает, что вижу апатичного ребенка, безжизненного и замученного уроками, требованиями взрослых и “изнасилованного” кружками.
Точно понимаю, что за ленью, что-то прячется, очень глубокое и очень правдивое о нас. Если мы возьмём словарь, то о лени можно узнать, что лень – «отсутствие желания действовать, работать, не хочется или неохота».

Уверена, что нет ни одного человека, который никогда не ленился.

Каждый взрослый понимает, как это, когда отсутствует желание, когда не хочется. Как много энергии уходит на преодоления своего не хочу. Очень не хочется идти на работу, когда она не интересная.

Сложно заставить себя прочитать неинтересную книгу или прослушать неинтересную лекцию. Когда я уставшая, мне очень хочется лениться, и я понимаю, что мне нужно отдохнуть. Если поднимать тему о лени, то нет единой причины этого состояния. У каждого она своя, и у ребенка тоже своя.

Кратко опишу, что понимаю о лени.

К лени отношусь с уважением и это, наверное, вас удивит. Лень своего рода защитный механизм, чтобы сохранить свою энергию, свои силы, сохранить себя от бессмысленной боли и страдания, защитится от страха.

1. За ленью может прятаться страх. Страх, что не получится, выученная неуверенность в себе, страх ошибки, страх провала, страх отказа, страх отвержения. Лень здесь выступает в роли защитника человека, некой службы безопасности. И конечно же работать нужно со страхом, а не с ленью. Получается замкнутый цикл: страх – лень – страх. Защитный механизм в виде лени поддерживает страх и является некой формой ложной безопасности. Но эта форма мешает рисковать и получать новый опыт.

2. За ленью может прятаться – отсутствие интереса. Интерес – очень важная эмоция, которая помогает нам развиваться. Сложно развиваться, когда интерес отсутствует. Интерес связан с нашими увлечениями и нашими задатками. Кто-то любит математику, кто-то с удовольствием изучает языки, кому-то нравится спорт, кому-то музыка.

У ребенка есть внутренняя потребность изучать новое, от этого зависит его развитие. У детей интерес на высоком уровне до тех пор, пока взрослые своими требованиями и своими желаниями, насилием уроками, не убьют напрочь интерес. И тут как тут появляется “спасательный круг” – лень.

3. За ленью может стоять – латентный гнев (протест), своего рода пассивный способ проявления агрессии, протест против «принуждения», лень – как забастовка. Каждый человек имеет глубокую потребность в уважении – лень может быть протестом против неуважения, часто именно это используют подростки. Как некое неосознанное сопротивление жить своей жизнью, а не реализовывать потребности родителей. Право на свое мнение, свой интерес и свою жизнь, и даже право на свою автономию (подростковая сепарация от родителей).

4. Лень – как усталость, способ передохнуть и набраться сил. Дети могут прямо говорить – «я устал!» Не чуткий родитель часто обесценивает детскую усталость – «что же ты такое делал, что устал? Быстро садись за уроки!». Чем больше накапливается усталости – тем больше появляется лени. Некий нелегальный способ отдохнуть, ведь легальный – не принят.

5. Лень – способ подражания родителю. Родитель, который сам часто «лениться» и не понимает про свою лень и ничего с ней не делает, становится объектом подражания для ребенка. А ребенок наблюдателен, он ищет разные способы, чтобы научится жить, идентифицируя себя с родителем. У родителя он учится избегать ответственности посредством лени.

6. Лень – как родительский перенос. Родителя может раздражать лень в себе, которая имеет свою причину. Хотя, сам родитель не готов вникнуть в эту причину. И он видит в ребенке свою собственную лень, которая мешает ему самому. В себе сложно разобраться, лень формирует собственный невроз, тогда родитель все силы тратит на исправление ребенка. Часто такие родителю приводят ребенка на консультацию и не замечают, что сами нуждаются в терапии.

7. За ленью может тихо плакать маскированная депрессия. При депрессии ничего не хочется делать, ничего не интересно, грустно и тоскливо и огромнейшее чувство вины, что ничего не хочется делать, что живу как-то не так. Депрессия – опасное состояние для ребенка или подростка. Нужно не бояться обращаться к специалистам, чтобы вовремя разобраться с проблемой и не усугубить без того тяжелое состояние ребенка.

Часто депрессия – это сигнал того, что что-то нужно менять в жизни ребенка, а зачастую и в своей жизни. Выход из депрессии – это позитивные и приятные изменения.

8. Лень – как отсутствие мотивации. Мотивация – это побуждение к действию, это то что управляет нами, движет вперед. С мотивацией связанны наши потребности. Чтобы не быть голодными – мы работаем или добываем себе еду. Мы работаем, и чтобы получить признание и опять же, чтобы получить другие нематериальные бонусы в жизни. Ребенок зависит от родителя, его кормят, о нем заботятся, поэтому, для него еда не актуальна. Его мотивация тесно связана с интересом. Если не интересный урок не учу, если интересен – “балдею” от изучения. Чем креативнее и творчески организован урок – тем интересней для ребенка, и он больше мотивирован на интересные знания. Скучные уроки, скучные книги – убивают мотивацию в ребенке. Некоторые ученики ориентированы лишь на оценки, а не на знания. Мотивация получить только лишь высокую оценку – это как некая игра. Ориентацию на оценки часто поддерживают родители фразой – «Какую оценку ты получил», вместо того, чтобы спросить – «а что нового ты узнал». Ребенок быстро усваивает этот опыт и переносит в жизнь. Ему тогда не нужны результаты, а лишь похвала, бонус в виде хороших оценок. Но только постигая мы учимся по-настоящему развиваться и жить. Вполне реально не иметь знания, при этом иметь высокую оценку, или иметь хорошие знания при низкой оценке. Успеваемость (успешность) не всегда определяется оценками.

9. Лень – как нарушение в эмоционально-волевой сфере ЦНС, за которую отвечают лобные доли коры головного мозга. Это проявляется в сложности организации себя и своей деятельности во многих сферах жизни, даже на бытовом уровне. Их постоянно нужно подталкивать и учить доводить дела до конца, упорядочивать хаос, в который они неосознанно погружаются. Для таких детей полезен спорт и рамочные занятия вырабатывающие навыки дисциплины и самоорганизации. При необходимости могут понадобиться узкопрофильные специалисты и медикаментозная поддержка.

10. Лень – как избегание ответственности. И вновь здесь фигурирует страх, что не справлюсь. Дает о себе знать неуверенность в себе и страх перед поражением. Или как способ подражания родителю, который сам часто снимает ответственность, за семью, за воспитание и т.д. За частую за избеганием ответственности стоит страх, что буду не соответствовать чьим-то ожиданиям. Другой будет разочарован во мне, тогда лучше и не браться за это, лучше избегать.

Для ребенка – разочарование родителя в нем – подобен ужасу, быть брошенным, оставленным или просто перестать “быть”, перестать существовать для родителя, перестать быть замеченным и признанным или, в крайнем случае, потерять родительскую любовь.

11. Лень – как способ привлечь внимание. Есть про что поговорить, лень – единственная тема для общения. Это единственное, что объединяет ребенка и родителя. Конфликт вокруг лени, как некая встреча, коммуникация, контакт, внимание. Даже если и негативное внимание – все равно внимание. По-другому не знают как, или не умеют.

Фото: Ant Rozetsky, stocksnap.io
Опубликовано с разрешения автора
Текст: Наталья Простун