Помню потресканные синие стены, старый и облезлый инвентарь», — известные украинки делятся воспоминаниями о физкультуре
Важно знать

Помню потресканные синие стены, старый и облезлый инвентарь», — известные украинки делятся воспоминаниями о физкультуре

Почему нужно менять школьную физкультуру? Рассказывают Екатерина Белорусская, Анна Иванова, Светлана Павелецкая и Алиса Купер.

Помните свои уроки физкультуры? Мало у кого остались исключительно положительные воспоминания от принудительных нормативов, карабканья по канату под смех одноклассников, душных раздевалок и одного и того же сценария из раза в раз. А ведь урок физической культуры — это, в первую очередь, об оздоровлении ребенка, укреплении его социальных навыков, выработке мотивации, дисциплины, здоровых привычек и любви к спорту во взрослой жизни. Президент благотворительного фонда Parimatch Foundation Екатерина Белорусская, спортивный диетолог Анна Иванова, CEO Института когнитивного моделирования Светлана Павелецкая, а также основательница кулинарной школы «Система Купер», соосновательница Odesa Food Market, Kyiv Food Market и ресторана «Молодость» Алиса Купер делятся своим опытом и опытом своих детей, связанным с уроками физической культуры.

Екатерина Белорусская президент Parimatch Foundation  

Современные уроки физической культуры и те, что были в моем детстве, действительно мало отличаются. Дети все так же не хотят ходить на урок или делают это без какого-либо интереса, преподаватели проводит один и тот же урок из года в год. И никому такое положение вещей не нравится.

Вопрос, который не давал мне покоя и раньше: вот зачем всем прыгать через козла? Каждый ребенок может воспринять упражнения подобного плана по-разному: кто-то залихватски перепрыгнет, а кто-то смутится и отойдет от инвентаря подальше. Но вместо того, чтобы подобрать комфортные для всех упражнения либо хотя бы не заставлять, не стыдить и не кричать на ребенка из-за отказа выполнять упражнение, учитель к его нуждам относится с безразличием. Это, конечно, не касается всех педагогов, но такие были и есть. К сожалению, такое отношение к детям плохо влияет как на их физическое здоровье, так и на психологическое: у ребенка пропадет желание заниматься спортом, а обидные слова ранят душу.

Вне учебного времени я часто занималась спортом. Ходила на танцы с 1-го по 7-й класс, потом на большой теннис и уже в старших классах начала посещать занятия по фитнесу. Эту группу организовали моя учительница физкультуры и классный руководитель, но занятия были предназначены для взрослых. Я попала только из-за своей мамы, она тоже ходила на фитнес. А ведь можно было ввести эту секцию на моих уроках физической культуры, чтобы ходить было интересно и полезно! Часто возникают различные препятствия на пути к качественному занятию, которое было бы привлекательным для детей: начиная от демотивации учителя и заканчивая отсутствием нужного количества мячей в подсобке. И эти проблемы нужно решать.

Можно начать с обучения самых преподавателей физической культуры, предоставления необходимого им оборудования и инвентаря, распространения их инновационных идей. Для этого Parimatch Foundation сделал бесплатный онлайн-курс на платформе Prometheus, чтобы и учителя физической культуры, и родители учеников узнавали о том, что нужно знать и делать для качественных уроков физической культуры. В сентябре фонд вместе с Институтом модернизации содержания образования провел онлайн-конференцию «Инновации теловоспитания», на которой обсуждались инновации в преподавании физической культуры, адаптация работы в дистанционных условиях, построение успешной коммуникации с детьми на уроках. А совсем недавно мы организовали конкурс учителей-новаторов в сфере физической культуры, где финалисты смогли поделиться инновационными идеями, которые они смогли успешно воплотить в жизнь, и получили гранты. Среди их проектов были проведение уроков в игровой форме, начиная с упражнений и заканчивая историей физической культуры; организация обучения с помощью Instagram.

Анна Иванова спортивный диетолог, сооснователь сети магазинов ZDOROVA и популяризатор здорового образа жизни  

Физкультура в моем детстве проходила по-разному: нравилось, когда класс делал зарядку и проводил эстафеты на улице, не нравилось, когда мы были в зале. Он плохо проветривался, запахи стояли ужасные. 

Помню потресканные синие стены, старый и облезлый инвентарь. Думаю, этим описанием я сейчас разблокировала воспоминание у многих. Как-то я не хотела прыгать через “козла”, у меня никогда хорошо это не получалось. Я боялась, такие движения казались мне странными, но учитель все заставлял и заставлял прыгать. Возможно, именно это в комплексе повлияло на то, что я не хотела заниматься спортом, пока не выросла. Уже в полностью осознанном возрасте я нашла вид спорта, занятия которым были мне по душе. Без принуждений, побитых интерьеров и грузных запахов. Такого урока для своей дочери, Алисы, я бы точно не хотела.

Сейчас она занимается только танцами, а летом бывал еще и теннис. Мы стараемся с ней гулять, но этого мало, нужно начинать подключать спорт. На физкультуру Алиса ходит с удовольствием, у них интересные уроки в школе. Мне кажется, в этом и весь секрет: дети будут посещать уроки с удовольствием, если им по-настоящему интересно. Например, в нашей школе помимо танцев сделали хореографию раз в неделю. Посещение по желанию. Интерактивные занятия, хороший зал и педагог-профессионал делают свое дело: дети посещают уроки, оздоравливаются и, вполне возможно, скоро придут в спорт по собственному желанию.  

Чтобы дети получили максимум от физических нагрузок, нужно правильно питаться. Перед занятием спортом будут полезными здоровые углеводы как источники энергии, а также не следует забывать о белках и жирах, тоже здоровых. После физических нагрузок очень важны природные изотоники: кокосовая водичка, хорошая вода с ягодками. Необходимо восстановить баланс и поддержать его углеводным продуктом: фиником или бананом. И через какой-то промежуток времени сделать нормальный прием пищи — обед или ужин.  

Светлана Павелецкая СЕО Института когнитивного моделирования и партнер издательства «Книголав»  

Уроки физкультуры в моем детстве проходили так себе: уже со 23-го класса я не ходила на занятия, у меня была «справка». Я считаю, что школьная физкультура — это важно, но не обязательно в том формате, в котором она была в моем детстве. Мне больше нравится подход с секциями, когда человек может выбрать то, что ему близко. Также на уроках физической культуры должны присутствовать соревновательные элементы, которые сделают ребенка амбициозным, подарят тягу к достижениям. 

При этом я все время занималась спортом, ведь моя семья всегда была с ним связана. У меня мама балерина, и когда я была маленькой, она уже была хореографом, занималась с детьми художественной гимнастикой. Папа в юности увлекался греблей и лыжами, брат занимался единоборствами. Поэтому у меня, даже маленькой, было понимание того, что спорт — это важно. Я пыталась заниматься художественной гимнастикой, но это было абсолютно не мое: растяжка мне давалась настолько трудно, что ночью мне снились кошмары. После этого я долго занималась большим теннисом, пока не окончила школу. Думаю, если бы все было иначе, уроки физической культуры были бы единственным местом, где мне могли привить любовь к спорту в детстве.

Сейчас спорт для меня — это постоянная победа над собой, необходимость себя дисциплинировать. Поэтому у нас с ним любовь периодами: я могу ходить на занятия 34 раза в неделю, не пропуская, но как только я выпадаю на 10 дней, мне категорически сложно опять влезть. Сейчас я снова приостановилась. Надеюсь в зимний отпуск вернуться к каким-то водным видам спорта в теплой стране. 

Саше нравится физкультура, он очень активный спортивный мальчик, с 3 лет занимался плаванием, хоть в 6 с половиной лет из-за коронавируса мы это приостановили. Да и Саше плаванье не очень нравилось, но я приняла родительское решение и не дала тут ему выбирать. В школе он любит физкультуру, к тому же ходит в разные секции: занимается теннисом, хип-хопом, хореографией. Ему нравится двигаться, танцевать. Он доволен, значит, и я довольна. 

Алиса Купер основательница кулинарной школы «Система Купер», соосновательница Odesa Food Market, Kyiv Food Market и ресторана «Молодость»  

Я была очень неспортивным ребенком, поэтому на уроках физической культуры у меня ничего не получалось: я не умела быстро бегать, играть в пионербол, лазать по канату и прыгать через козла. Последнее было моим самым страшным сном. Однажды мы бежали кросс на полтора километра, а я уже хотела прощаться с жизнью. В тот момент я, конечно, и не думала, что когда-то буду бегать по 20 километров по собственному желанию. 

 Но на мое отношение к спорту повлияла не школьная физкультура, а институтская секция по спортивной аэробике. Классный тренер (а это всегда самое важное в изучении любого предмета), регулярность и системность занятий, видимая цель — в нашем случае это была возможность попасть в сборную по спортивной аэробике института. Из этих трех составляющих сформировались удовольствие от процесса и привычка к нему.

 Мой сын, Куприян, сейчас в том непростом возрасте, когда хочет все решать сам. Долгое время он ходил на футбол. Я сама не играю в футбол, отец не участвует в его жизни, друзей-футболистов у меня нет, и получается слегка искусственная история о попытке полюбить этот спорт. Летом я брала его с собой на волейбол, он участвует в забегах вместе со мной, приезжает на мои тренировки в зал, в школе у него разнообразные уроки физкультуры: во всяком случае, это возможность видеть спорт в жизни. 

 Я глубоко убеждена: дети не слушают нас, они на нас смотрят. Возможно, это не приведет к любви к спорту, но точно сформирует привычку к регулярной физической активности.

Партнер материала — Parimatch Foundation Ukraine