Про систему контроля и дисциплину в американской школе
Важливо знати

Про систему контроля и дисциплину в американской школе

Возник спор – что если детей не заставлять учиться – они не будут побеждать на олимпиадах и никогда не добьются ничего в жизни. Тут надо пояснить, что в тех двух американских школах – частной и бесплатной – где мы учились раньше и перешли вот сейчас, система дисциплины и контроля поставлена так, как ни в одной отечественной я не видела.

Начиная с количества пропусков не более 5 уроков в год (со справкой от врача можно, но тут поставят дополнительный вопрос об успеваемости – на второй год в американской школе остаться можно запросто), “нулевая терпимость к опозданиям”, абсолютные требования к дисциплине в классе, “а, что если я забуду сдать свою работу вовремя? – well… тогда я забуду перевести тебя на следующий уровень”, оценки складываются из трех составляющих – непосредственно результат теста, накопленные баллы за своевременное и качественное выполнение домашних заданий, и участие в процессе – то есть нельзя получить А+ выучив все ночью перед тестом, ты или учился весь курс добросовестно, или получишь С даже с хорошим тестом. Разница глобальная – в подходе.

Родителей из процесса убирают, потому что задача – научить ребенка, на том уровне, какой ему доступен для понимания в начальной, средней и старшей школе – организовываться самостоятельно. В этот момент закладываются основы тех явлений, что когда по всей Санта-Монике отрубились светофоры – никакого коллапса не возникло, движение самоорганизованно продолжалось без пробок и коллективных блокирований перекрестка. Когда во время пожара летом – район сам организованно эвакуируется до прибытия пожарных и полиции. Когда все сами оплачивают свои налоги и организовывают комьюнити театр, церковь, школу, муниципальное управление и т.д.

Потому что родители не смогут “заставлять” всю жизнь и, если маленький человек до взрослой жизни этот навык не разовьет у себя самостоятельно, то: а) либо родителям (и государству потом) всю жизнь иметь дело с несамостоятельным членом семьи; б) либо, что в Америке случается в силу устройства общества, ему придется в неподготовленном виде конкурировать за рабочие места в условиях студенческих кредитов, ипотеки и тотальной озабоченности людей успехом с теми, у кого навык самодисциплины и организации за школьные годы выработался, и они спокойно могут опираться на свои навыки, уехав от семьи туда, где им предложили работу перспективнее.

Насчет олимпиад – тут тоже есть всякие национальные соревнования по математике и прочему. И вот в прежней школе у Сони возник атомный конфликт с их китайским чемпионом, потому что она вдруг показала результат лучше, чем он. У мамы чемпиона возникла истерика и она побежала доставать всех – что ее сына надо заставлять, нагружать, лучше контролировать. На что ее спросили: “а вы уверены, что он хочет быть чемпионом по математике? Вы уверены, что заставляя его все силы и время отдавать математике (которую он ненавидит)? Вы не лишаете его возможности найти и развить тот талант, который у него есть и который он хочет развивать? Вот он у вас, например, ходит с удовольствием на дополнительные занятия языками и выучил уже три – испанский, армянский и английский в дополнение к своему китайскому”.  На что мама вопила, что языки она ему разрешает учить в порядке поощрения за успехи в математике. Ей пытались донести, что вот тут у парня очевидно талант и заставлять его не надо его развивать, а математика…

Завершения таких историй я так же вижу регулярно. У подруги бойфренд вырос в чайнатауне СФ. Его заставляли учить математику и играть на скрипке. В 17 лет поссорился с родителями и ушел из дома. Сейчас работает одним из продюсеров на площадке “ходячих мертвецов”, зарабатывает больше чем все его братья и сестры вместе взятые, с родителями не общается.

Ребенок мой через неделю сказал – “учителя в этой школе просто боги!” и бежит в школу без всяких напоминаний и контроле. Потому что интересно. Потому что каждый учитель тут (и в прежней школе это тоже было) – своей задачей видит – как заинтересовать детей. “Я здесь не для того, чтобы вы полюбили меня, а любили мой предмет”. В прежней школе я была в шоке, увидев как строится процесс – как учителя организуют его в сочетании с игрой, как строят коммуникацию с каждым учеником. Потому что это вопрос их профпригодности – заинтересовать, найти к каждому подход, каждому дать адекватную нагрузку, возможность и справедливую оценку.

Заинтересовать сложнее чем заставить, дать возможность осознанного выбора сложнее чем построить, научить осознанности сложнее чем подчинению. Но результат то очевидный. На днях самоорганизации – школа не превращается в хаос. Система функционирует сама по себе, потому что каждый сам знает, зачем он что-то делает, как это надо делать и как сотрудничать с другими. Мне не надо контролировать как Соня готовится к тестам, потому что, после того как им разъяснили график сдачи – что, когда, в какой форме, кому, как будут оценивать – она сама выстраивает свою подготовку.

Так возникает эта картина – что без всякого контроля, когда нет уже учителей в школе, ученики сидят и готовятся каждый к своему. Никто не списывает – потому что понимает, что учится для своих целей, которые ему помогли понять. Потому что всем дана возможность выбора и смены приоритетов, если вдруг понял, что не твое. Каждый учитель ведет свой класс так, чтобы а) заинтересовать, б) поддержать тех, кто хочет углубленно с предметом познакомиться, в) не давить тех, у кого явно страсть к другому – спорту, другим предметам. Им просто дать возможность нормально подготовиться к общим тестам и сдать их без стресса.

Потом, когда внешняя форма (контроль) убирается – то, что внутри не рассыпается как песок. Потому что система не снаружи – она у каждого внутри в результате.

А кому вообще ничто не помогло – есть план Б – американская армия. Но про это в другой раз.

Автор: Лилия Ким