Важно знать

Психологическое рождение. Как не навредить ребенку

В кабинете психотерапевта часто можно услышать: «Боюсь перемен, осуждения, критики», «Чувствую себя зависимым от другого человека», «Не могу самостоятельно сделать выбор». Все это — страхи и сомнения людей, которые давно уже повзрослели, но их «психологическое рождение» и способность опираться на себя не успели состояться в полной мере.

Понятие «психологическое рождение» ввела венгерский психолог Маргарет Малер. Это этап развития ребенка в первые три года его жизни. Он учится быть самостоятельным и независимым от родителей. В это время происходит два важных процесса в жизни маленького человека, которые оказывают большое влияние на всю его будущую жизнь, — сепарация и индивидуация. Сепарация означает психологическое отделение ребенка от мамы, обретение собственного «Я», а индивидуация — обретение уникального опыта, который складывается из личных проб и ошибок.

Если в этот период у ребенка были сложности с собственным «Я» и личным опытом, то это может привести к остановке психологического развития. От того, какой отпечаток в жизни ребенка оставил первый опыт самостоятельности, зависит, насколько он будет способен в будущем рисковать, проявлять индивидуальность, творчество, настойчивость, а также какие отношения будет создавать.

Психологическая независимость ребенка: что нужно знать родителям

Психологи выделяют несколько этапов психологического развития, каждый со своими особенностями. О них важно знать родителям, чтобы не допустить главных ошибок. Это поможет сохранить спокойствие сейчас и в будущем. Итак, об этапах, главных задачах и рисках на каждом из них.

«Симбиоз». В первые месяцы жизни младенец находится в состоянии нормального аутизма, погружен в себя. Мама угадывает его потребности и заботится о нем. Происходит хороший «симбиоз».

Главная задача этого этапа — сформировать у ребенка доверие к миру, базовой безопасности, чувства надежды и веры в добро, опыт переживания «рая» — безмятежности и удовольствия.

Риски: когда ребенок не получает необходимую заботу, например, при эмоциональной недоступности мамы (часто при послеродовой депрессии), у него может сформироваться недоверие, боязливость, настороженность по отношению к людям и к миру в целом, которые он принесет с собой в последующие стадии развития.

«Вылупливание» (4–10 месяцев). У ребенка развивается ощущение телесного отделения от матери и одновременно появляется интерес к внешнему миру. Это провоцирует тревогу и беспокойство, поэтому кроха может проверять присутствие мамы (следить взглядом, беспокоиться, когда теряет ее из виду, просыпаться ночью, чтобы удостовериться в ее присутствии). Мама ассоциируется с безопасностью и ощущением «все хорошо».

На этом этапе для благоприятного развития дальнейшего интереса к исследованию родителям важно быть доступными в моменты «проверки» и откликаться на тревожный «зов».

Риски: присутствие родителя и его эмоциональное одобрение действий ребенка дают зеленый свет к дальнейшему исследованию мира. Если по каким-то причинам у ребенка возникают сомнения в безопасности, он будет больше тревожиться и держаться за родителя, чем интересоваться новыми возможностями.

«Первые шаги — новые возможности» (10–15 месяцев). Ребенок воодушевлен своими расширяющимися способностями (он может сам доползти/дойти до интересующего предмета и т.д.), получает удовольствие от своего всемогущества и силы.

Главные задачи этого периода — поддержать интерес развития, направлять энергию, обучать безопасности. Ребенок интересуется делами мамы, стремится что-то делать сам. Взрослым важно помогать направлять рвение «в дело», давать небольшие посильные задания (переложить игрушки в коробку, принести что-то, помочь маме на кухне).

Риски: чрезмерная тревожность и опека мамы могут подавить интерес ребенка и его продвижение к самостоятельности. Когда мама, например, из-за страха за жизнь или здоровье чада резко обрывает его действие и не объясняет, почему она так сделала, то будущий интерес ребенка гаснет. Или, наоборот, мама отдаляется, дает полную свободу, что может провоцировать тревогу из-за отсутствия надежного тыла и тоску за единением с самым родным человеком.

«Возвращение» к родителю (до двух лет). Ребенок приходит к пониманию ограничений. С одной стороны, хочет подстроить весь мир под себя, с другой — понимает, что это невозможно (фиаско всемогущества). Этот период связан с укреплением своего «Я», выражением желаний либо недовольства. Ребенок может резко переходить от восторга к гневу. Энергия бьет ключом, контролировать свои порывы сложно.

Главная задача родителей в этот период — «контейнировать» эмоции ребенка: помогать ему справляться с чувствами, больше общаться вербально и тактильно. Также в этот период развивается навык терпения, способность откладывать получение желаемого, отделять чувства от действий. Когда ребенок демонстрирует упрямство, не хочет что-то делать, важно дать ему время справиться со своими чувствами.

Риски: ребенку важно чувствовать, что его принимают даже после «проявления характера». Если его шаг навстречу принимают с открытыми объятиями, то формируется ощущение принятия и желание возвращаться, мириться и прощать. Если возвращение встречается с холодом и обвинениями, то остается осадок отвержения и формируется нежелание мириться первым и идти на уступки.

«Сплочение» (к трем годам). Формируется способность к привязанности. Если раньше отношение к родителям было неоднозначным (мама делает то, что просишь, — «хорошая», не делает — «плохая»), то теперь ребенок испытывает стабильную привязанность, обретает уверенность, что его хорошие отношения с близкими будут продолжаться, несмотря на недолгие разлуки или временные конфликты. Конечно, это происходит, если на предыдущих этапах родители сумели обеспечить такие состояния. Появляется способность любить, проявлять чувства, скучать, грустить — основа для создания близких отношений в будущем.

Главной задачей этого периода становится укрепление позиций — все задачи предыдущих этапов объединяются и проявляются в способностях любить, доверять, обращаться за помощью и одновременно, продолжая узнавать и проявлять свое «я», переходить на следующие этапы развития.

Риски: этот этап – «лакмус», который показывает нерешенные задачи предыдущих стадий. Чем больше «пробелов», тем больше вероятность задержки психологического развития.

Как видите, первые три года жизни очень важны для закладки базовых навыков. Именно они будут служить ребенку в будущем и обеспечат психологическую автономию, что позволит уверенно открывать мир и открываться ему.