Стерилизация детской литературы и мультфильмов: нужна ли?
Важно знать

Стерилизация детской литературы и мультфильмов: нужна ли?

Сказка — замечательный способ привить ребёнку любовь к чтению, в развлекательной форме донести смысл общечеловеческих ценностей и… искалечить психику человеку, а может быть даже обречь юного читателя-слушателя на фрустрацию длиною в жизнь.

Читая сказку или просматривая вместе с маленьким человеком мультфильм вы рискуете заложить основы деструктивного поведения через ошибочные суждения, по каким-то причинам заложенные в контент. Поведение главных героев  не всегда соответствует современным нормам морали, не говоря уже о том, что вряд ли вы найдёте там моральные ориентиры и ценности, которые подойдут вам и вашему ребёнку. 

На одном из своих выступлений на TED Энн Дагган, профессор исследований сказок, утверждает, что типичное понимание сказок трансомиравано.

Мы либо не задумываемся всерьез о том, что у любого добра есть обратная сторона, либо безапелляционно верим тому, что сказка инструмент просвещения маленького человека. Так или иначе, критический отбор детского контента — не частое явление среди современных родителей. Интернет в смысле цензуры тот ещё “ящик Пандоры”. Старый добрый телевизор здесь куда больше преуспел, благодаря, конечно же, государственным предписаниям (читай наше интервью с Иванной Найдой, генеральным продюсером нишевых каналов 1+1 media).

Дело в том, что герои детских произведений, как правило, тривиальны и типичны. В них нет индивидуальности — они собирательны, и даже архетипичны. Их характеристики исчерпываються двумя-тремя качествами, с одной стороны, легко понятными детскому восприятию, но с другой, закладывающими ложные представления о том каким может быть человек. Без полутонов: заявлен злым — либо стань добрым, либо сгинь от руки главного героя. Конечно же, доброго и чистого.

Мультфильм, хотим мы этого или нет, претендует на роль указателя, ориентира (просто исходя из времени контакта ребёнка с этим каналом) поэтому стоит обратить внимание на такой контент в контексте деструктивного отношения ребенка к семье, родителям, друзьям и школе.

Ради ментального здоровья младших членов семьи, как показывают авторы указаных исследований, действительно полезно фильтровать попадающую к ним информацию.

Разберем популярные сюжеты детского контента.

Русалочка (1989 год) мультфильм от студии Walt Disney

Сцена из мультфильма: Нептун — строгий, но несдержанный папа, главная миссия которого уберечь дочь. Он жестко контролирует  Ариэль, запрещая ей  общаться с людьми. На деле его запреты лишь подогревают интерес 16-летней дочери. Подростки не воспринимают взрослых, которые их поучают, в этом (да и в любом другом) возрасте им больше нужны друзья. Ариэль влюбляется в парня. Об этом узнаёт Нептун. В гневе отец разрушает любимое место русалочки, пещеру, где она, как и полагается подросткам, всё украшала на свой вкус, расставляла приглянувшиеся находки с морского дна. Ариэль плачет, отец уходит.

Ученые выяснили какие факторы  влияют на восприятие зрителем картинки:

  1. Графика

Чем более наглядно изображены кровь и запекшаяся кровь во время сцен насилия, тем более высокий уровень насилия, связанного с этой сценой Чем ярче акт насилия, тем сильнее он вызывает чувство беспокойства у зрителя или уменьшает его удовольствие.

  1. Восприятие нереального за действительное

Воспринимаемая действительность это степень, в которой зритель воспринимает изображения событий, обстановки и персонажей как существующие или способные существовать в реальном мире.   

Воспринимаемая действительность считается важным фактором в определении влияния насилия в СМИ.  Чем больше зрители воспринимают то, что они видят, тем больше вероятность того, что они обратят внимание, запомнят и будут мотивированы на совершение подобных агрессивных действий.

  1. Воспринимаемое сходство

Воспринимаемое сходство относится к степени сходства между зрителем и событиями, персонажами. Чем больше общего между жизнью зрителя и содержанием просматриваемых медиа, тем больше уровень воспринимаемого сходства. Доказано, что программы с высоким воспринимаемым сходством влияют на агрессию среди детей нарастает эмоциональное возбуждение;  наблюдатели ожидают испытать аналогичные события в своей жизни.

Но, вернёмся к сюжету.  Теперь главная миссия русалочки завоевать любовь. Снова.

“Тот же песок, та же вода

Но изменилось всё навсегда…

Прочь все мечты, есть только ты

в мире моём”

Такая безобидная, на первый взгляд, песня показывает ребенку, что кроме предмета воздыхания в мире никого не должно существовать. Психологи утверждают, что зацикливание плохая привычка.

“Женщина часто отказывается от своих ценностей в пользу партнера потому что  воспринимает ценность быть причастной к группе, семье, более значимой, чем ценность свободы. Происходит жертвование одними ценностями ради других. Причина тому — наш рептильный мозг — он не успел модифицировать потребность так быстро, как сформировалась культура.”, — Спартак Суббота, психиатр, научный руководитель института когнитивного моделирования.

В мультфильме проблема решается волшебным образом. Принц прозрел и понял, кто для него “та самая”, после чего отец наделяет Ариэль ногами, даёт свободу действий, отпускает. Пара живет долго и счастливо.

Мультфильм, если ребенок уловил нить сюжета, в целом ему как бы намекает о том, что объект своих мечтаний нужно завоевывать, терпеть лишения, а потом еще раз завоевывать. 
Какую культуру взаимоотношений пропагандирует мультфильм? Должно быть, зритель подумает, что для построения хороших отношений нужно чем-то жертвовать. Правильный ответ, сохраняющий безопасность здоровья человека, несколько другой — никто ничем жертвовать не должен. Всё по любви к себе и, как результат, — к другим, по ярко выраженному взаимному согласию. 

Влияет ли гендер на восприятие картинки?

Гипотеза о том, что дети предпочтительнее отождествляют  себя с героями фильмов была подтверждена учеными из Финляндии.  Мальчики выбирают себе мужской объект для идентифицирования, а девочки —  женский персонаж. Ученые показывали детям мультфильм с птичкой, и героея мужского пола, который ее убивает. Соответственно, девушки ассоциировали себя с птичкой, а мальчики – с агрессором..

Отождествление мальчиков с убийцами может  быть причиной того, что

многие мальчики воспринимали мультфильм устрашающим. Для них это был опыт, вызывающий беспокойство.  А девочки не посчитали анимацию страшной, поэтому и отнесли себя к птичкам.

На вопрос, какая сцена из мультфильма была самой страшной, примерно 50% девочки и только 20% мальчиков назвали ненасильственную сцену. 

Дети и мультфильмы: сколько?

Исследования профессоров Мичиганского университета Кайлы Бройс и Бреда Бушмена показали, что в среднем:

Белоснежка  (1937 год) мультфильм от студии Walt Disney

Действие мультфильма начинается со смерти матери Белоснежки. Отец-король женится второй раз. Новая мама полная противоположность Белоснежки.  

Белоснежка: наивная, доверчивая, инфантильная, пассивно ждет, когда ее спасут. Королева: гордая, самонадеянная, завистливая и высокомерная. 

Королеву и Белоснежку зрителю презентуют как столкновение стереотипных женских установок.

Женщина по ту сторону экрана выбирает в каком амплуа она может быть счастлива и любима. И, по всей видимости, инфантильную, но пассивную Белоснежку зритель предпочтёт самостоятельной, но злой Королеве. 

Польза сказок В качестве положительных эффектов ученые выделяют: образование, дополнительную информация об окружающем мире, интересное времяпровождение. Мультфильмы учат детей нормам поведения в обществе (уважение к взрослым, групповая работа.), развивают словарный запас.  Многие герои сказок ведут здоровый образ жизни, имеют ряд положительных характеристик, а дети часто подражают своим героям.

Вред Проводился ряд исследований, чтобы выявить отрицательное влияние мультфильмов на поведение детей. В основном ученые выделяют следующее: вред здоровью, жестокое поведение, признаки сексуального контекста. 

В 1997 году в Японии 653 ребенка попали в больницу с приступом эпилепсии. Исследования показали, что причина красно-синий взрыв в 38-ом эпизоде мультсериала “Покемон”: Перед тем, как попасть в больницу, все дети смотрели этот эпизод. Впоследствии он был запрещен правительством Японии.

Эксперты американской педиатрической академии выяснили, что люди, которые смотрят мультфильмы с признаками жестокости, становятся агрессивными, неконтролируемыми, жестокими и злыми. Мультфильмы развивают фантазию детей, однако это может привести к тому, что ребенок может задержаться в воображаемом мире.

Профессор Мичиганского университета Хисман отмечает, что наличие жестоких сцен в мультфильмах приводит к осложнению действий и восприятия последствий у детей. Например, когда на голову героя падает тяжелый предмет, сцена вызывает смех, герою не наносится никакого вреда, и у ребенка постепенно развивается причинно-следственная связь (“Том и Джерри”, “Черепашки-ниндзя”).

Причина кроется в сценариях, визуальных эффектах и цветовых решениях. Через мультфильмы дети не только обучаются, но также, благодаря когнитивным навыкам, запоминают поведение героев и подражают им.

В раннем возрасте люди еще не в состоянии самостоятельно оценить поведение героев мультфильмов, а действия главного героя для них неоспоримый факт. 

Запрещая человеку смотреть либо читать что-то, вы только подогреваете интерес к какому-то произведению. Вам, как родителю, не нужно навязывать свои мысли маленькому человеку. Но родитель ментор во взрослый мир. Вы можете сказать, какие, по вашему мнению, персонажи поступают правильно, а какие  — не очень. Объяснив ребенку последствия того или иного поступка, можно предотвратить негативное влияние сказок.

В этой подборке вы не найдете стандартных сказок об отважных принцах и хрупких принцессах, неподтвержденные факты и околонаучный бред. А вот истории о равноправных отношениях, инклюзивности и эдьютейнменте — запросто.