Важно знать

Стоит ли наказывать ребенка

 

Наказание как метод воспитания: неэффективно и травматично

Психологи утверждают, что воспитывать ребенка без наказаний можно и нужно. Об этом идет речь в популярных книгах (Кэтрин Кволс «Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания», Элизабет Пэнтли «Дисциплина без наказаний и крика» и Людмила Петрановская «Если с ребенком трудно»). Но почти всегда, когда заходит разговор о воспитании детей без наказаний, многие видят в этом пропаганду вседозволенности. А это совсем не так.

Давайте разберемся, существует ли воспитание без наказаний, и какие методы общения с детьми на самом деле эффективны. Но для начала давайте определимся, что же такое «наказание»?

Википедия говорит дословно: «Наказание — применение каких-либо, правовых или неправовых, неприятных или нежелательных мер в отношении человека в ответ на неповиновение или на неугодное или морально неправильное поведение». Отбросим главенство права и остановимся на «неприятных или нежелательных мерах в отношении ребенка». Чаще всего под такими наказаниями подразумеваются физическое воздействие (битье, шлепки, подзатыльники и т.д.), эмоциональное воздействие (публичное порицание, угрозы, манипуляции, психологическое давление). И именно эти виды наказаний признаны неэффективными и травматичными.

Почему неэффективными и травматичными?

Такие наказания в первую очередь учат ребенка обижаться и чувствовать неполноценность, потому что не имеют связи с действием. Но самое опасное в том, что такие наказания заставляют думать, что вина компенсирована, а значит, можно дальше себя «плохо вести» и не слушать взрослых. То есть подобные наказания ничему не учат на будущее.

А как тогда «наказывать»?

Психологи называют этот метод «наступлением естественных последствий». Например, ребенок ломает свою машинку. В этом случае естественное последствие – у ребенка теперь нет машинки (а если он попросит купить новую, можно объяснить, что бюджетом это не предусмотрено). Все остальные наказания – от лишения ребенка мультиков до крика и шлепка по попе – нелогичные и неработающие. Больше того, психолог Людмила Петрановская утверждает: «Если мы воспитываем ребенка с помощью наказаний, мы оказываем ему медвежью услугу, вводим в заблуждение относительно устройства мира». Грубо говоря, никто никого во взрослом мире не наказывает. Ты лишь получаешь последствие своего действия: поздно лег спать – не выспался и не закончил свою работу вовремя, прогулял институт – имеешь прогул, который необходимо отработать, питаешься одними чипсами – болит живот и нет сил.

И это всегда работает?

Да, практически во всех ситуациях с ребенком можно обойтись методом последствий. Но о них нужно говорить заранее и часто напоминать. Дети учатся не за день и не за два. Главное, чего можно добиться воспитанием без наказаний, – научить ребенка спокойно воспринимать ошибки, делать выводы на будущее и быть ответственным.

насліки дій

Текст и обложка: Александра Сидорченко,
ГО «Батьківська спілка» на реализацию образовательного проекта #НеБийДитину

Больше информации в поддержку родителям и детям: happydity.org