За последние 20 лет человеческий мозг не эволюционировал, в то время как объем информации, который необходимо перерабатывать и запоминать современному человеку, увеличился в разы. Что уж говорить о школьниках и студентах. Предлагаем несколько советов, которые помогут вашему ребенку зафиксировать весь объем нужной информации и подготовиться к экзаменам.
Связывание по смыслу
Это только преподавателям кажется, что материал, который они дают, логически выдержан. И, даже забыв какую-то информацию, школьник легко сможет вывести ее содержание, опираясь на причинно-следственные связи. Однако часто приходится запоминать разрозненные названия стран, городов, имена исторических личностей. Чтобы ничего не упустить, можно связать их первые буквы в какое-нибудь слово, фразу или аббревиатуру. Именно такой способ используется для того, чтобы научить детей названиям цветов радуги: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».
Использование ассоциаций
Психологами давно замечено, что лучше всего запоминаются эмоционально окрашенные события или те, которые как-то связаны с ними. Можно использовать эту особенность человеческой памяти, устанавливая ассоциативные связи. Например, между историческими датами или экономическими показателями и датами рождения своих родственников. Так, 1861 год — дата отмены крепостного права, и это на сто лет меньше, чем дата рождения твоего отца.
Литературная обработка
Может быть, изучаемые предметы и не достойны целой поэмы, но несколько строчек они вполне заслуживают. Безусловно, трудно срифмовать между собой названия исторических документов или математические коэффициенты. Но если выделить в них ключевые слова, они могут оказаться вполне пригодными для литературного творчества.
Художественное оформление
Запоминание идет быстрее, если человек использует сразу несколько органов чувств для его восприятия. Например, зрение, слух, тактильные и двигательные ощущения. Например, с этой целью можно проговорить учебный материал вслух. Также можно написать несколько раз основные понятия или формулы крупным почерком. Однако самую большую помощь оказывает зрительный анализатор. Человек около 80% информации воспринимает глазами. Высказывание о том, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, как нельзя лучше подтверждает эту закономерность. Анализируя какую-либо информацию, полезно изображать ее в виде схем, рисунков и таблиц.
Обобщение и укрупнение
Еще один психологический закон устанавливает средний объем кратковременной памяти человека. Он составляет 7 ± 2 элемента. Но память можно обхитрить, если укрупнить единицы запоминания. Например, вместо того чтобы запоминать отдельные цифры «2», «5» и «7», проще запомнить число «257».
Вспомнить все
Иногда проблема состоит не столько в том, что материал не запоминается, сколько в невозможности вовремя его воспроизвести. От волнения и недостатка времени на экзамене человек может забыть даже элементарные вещи. Казалось бы, слово так и вертится на языке, но «поймать» его не удается. В подобных ситуациях необходимо переключить внимание на что-нибудь другое. Нужное название, «не чувствуя» никакого давления, всплывет само собой. В повседневной жизни мы сталкиваемся с этим феноменом, когда пытаемся вспомнить имя известного актера или название книги. Помучившись какое-то время, мы оставляем это занятие, и через какое-то время искомые слова появляются в памяти.
Как и любая способность, память нуждается в тренировке. Упражняться в мнемотехнике можно как с помощью заучивания стихов, так и используя простые бытовые ситуации. Например, запоминая дорогу в незнакомую часть города. Все эти усилия не пропадут даром, и даже лет через пятьдесят, в старости, помогут сохранить здравомыслие.