ЗНО: Техника безопасности на экзаменах и поддержка детей
Важливо знати

ЗНО: Техника безопасности на экзаменах и поддержка детей

#ЩастиНаЗНО

Я не верю в экзамены, не верю в цифры оценок и жду времени, когда мы будем готовить детей ко встрече со взрослой жизнью и реализацией, а не к “показательным” экзаменам. Надеюсь, достаточно скоро будут привнесены в систему новые способы определения уровня знаний. В прошлом году племянница заканчивала школу, я, просмотрев примеры заданий ЗНО, поняла, что при своих интеллектуальных амбициях не сдам адекватно ни один экзамен… и огромное уважение детям, которые все эти знания вмещают или пытаются в себя вместить и преподавателям, которые им помогают.

Скоро ЗНО. Я думала, чем можно поддержать детей.

1. Наверное, я бы заменила расшифровку этих трёх букв ЗНО на – “Знаємо” потенціал наших дітей “Надихаємо” їх на щасливе майбутнє і “Обіймаємо” своєю любов’ю”. Часто взрослые – Родители, родственники, преподаватели – своим напряжением, ожиданиями, тревогой, амбициями – делают и так большую ответственность детей – непосильной.

2. Оценки

Отличники, к сожалению, редко умеют “пользоваться” знаниями. Часто они чудесно знают материал, но не могут его “креативно использовать”. И часто они становятся заложниками своего “статуса”, не позволяя себе ни ошибиться, ни расслабиться. Отличные Оценки – мы же знаем это – не пропуск в счастливое будущее. Так важно именно ответственным отличникам давать позволение ошибаться. И так важен наш внутренний настрой – “ты мой любимый ребёнок не зависимо от твоих достижений. Тебе всегда есть место в семье, в моем сердце…я верю в твоё будущее и твой потенциал и доверяю твоей взрослости.. и, конечно, важно, чтобы мы помогали осваивать детям в школе “компетенции”, а не “стопки знаний”.

3. Подготовка к экзамену

Когда ребёнок готовится к экзамену, ему можно предложить писать шпаргалки – символами – конечно, не для использования на самом экзамене – когда ребёнок “шифрует” информацию, он ее “многограннее” запоминает.

4. Во время экзамена

Особенно, в незнакомом помещении, особенно при возможных “досмотрах” – совершенно закономерен выброс гормона стресса – кортизола. Когда нам страшно, блокируется доступ к нео-кортексу, лобным долям мозга – нашему “думательному” центру.

Важно: если это позволяют правила – дать ребёнку с собой воду,

– для ощущения границ и баланса есть очень простое упражнение “крыло ангела” – правая рука кладётся на левое плечо, как будто обнимая. Можно представить, что это рука друга/родителя/преподавателя.

– Важно научить дыхательным упражнениям, в которых выдох длиннее вдоха, такое “парасимпатическое” дыхание помогает успокоиться.

– для того, чтобы почувствовать устойчивость, можно положить руки на живот и сделать несколько вдохов- выдохов, – для ощущения опоры, почувствовать, как устойчиво стоят на полу ноги, как опирается на спинку стула или стену спина.

– можно помассировать область тыльной стороны ладони между костями, разделяющими четвёртый и пятый палец- это зона, отвечающая за реакцию стресса, страха, тревоги.

– есть очень простые и продуктивные упражнения из кинезиологической “гимнастики мозга”. Их много в открытом доступе в интернете. Поищите “позитивные крюки” и упражнения – энергетизаторы – совершенно простые и очень действенные.

– можно подготовить заранее “якорёк внимания” – пришить яркую пуговицу, подготовить браслет, взгляд на которые сможет вернуть ребёнка в “реальность”.

– От чудесного преподавателя Людмилы Булыгиной: “Мы еще делаем перед выступлениями иногда “рекогносциррвку на местности” : постучать по столу, переставить стул, разложить ручки , обозначить, что это свое” – ощущение “своего места”, где бы ни был, даёт возможность доступа к ресурсу.

5. После экзамена

Важно дать возможность “выдохнуть”, так как для вашего ребёнка продуктивно. Это нормально, если кто-то после экзамена расплачется, у кого-то, возможно, будет вспышка гнева, кто-то уснёт, кому-то нужно будет заняться спортом – у всех нас своя способность справляться со стрессом.

Наша “взрослая” задача – быть поддержкой, проводниками и иногда “контейнерами” для того, с чем дети ещё не научились справляться. С возрастом мы учимся выдерживать напряжение все больше и больше.

Я очень надеюсь, что мы “Знаємо” потенціал наших дітей “Надихаємо” їх на щасливе майбутнє і “Обіймаємо” своєю любов’ю”. Для меня ЗНО звучит так. Сергей Горбачёв дал чудесную идею – предложить родителям и преподавателям найти свою поддерживающую расшифровку аббревиатуры ЗНО. Что это для вас? (можно писать в комментариях :-)

Спасибо, Максу Бакшаеву – он инициировал и ускорил написание этого текста .

Автор психолог Светлана Ройз